Психологические аспекты коммуникативного метода обучения иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:59, аттестационная работа

Описание работы

Однако ошибкой было бы думать, что коммуникативный метод предназначен только для легкой светской беседы. Те, кто хочет быть профессионалом в конкретной области, регулярно читают публикации по своей тематике в иностранных изданиях. Обладая большим словарным запасом, они легко ориентируются в тексте, но поддержать беседу с иностранным коллегой на ту же тему им стоит колоссальных усилий. Коммуникативный метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в 600-1000 слов, легко найдет общий язык в незнакомой стране.

Содержание

Введение 3
1. Психологическая характеристика коммуникативного метода обучения иностранному языку 5
2. Практическая часть 11
2.1. Анализ принципов коммуникативного метода 11
2.2. Разработка комплекса упражнений коммуникационного метода обучения иностранному языку 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

ПИСЬМЕН РАБОТА.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

2.1. Реализация  принципов коммуникативного метода

Будучи преподавателем английского языка – предмета, который является приоритетным, каждый учитель английского языка осознает большую ответственность за знания учеников. “Сейчас нужны люди, не просто владеющие иностранным языком, но и способные свободно принимать участие в диалоге культур, бизнесе, политике”.

Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком, ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку.

В языковой школе “Orange English” приоритетной является коммуникативная методика обучения.

В процессе обучения опираюсь на принципы коммуникативного подхода:

В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего  мира.

Они выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины, используя при этом английский язык. Среди них “Word search”, “Crosswords”, “Chain words” и т.д.

Учащиеся  принимают активное участие в  процессе обучения и познания

Для того, чтобы успешно изучать  язык, учащиеся должны принимать в этом активное участие, поэтому ученики задают вопросы в процессе обучения и исследуют закономерности английского языка. Они экспериментируют с языком, понимают, что это средство общения и развития.

Учащихся выражают собственное мнение, чувства, поделиться опытом.

Для создания мотивации на уроке  необходимо дать учащимся возможность  сообщить своим одноклассникам и  учителю что- либо значимое для себя, реальное. Так, для закрепления лексико-грамматических структур учащиеся должны составить  предложения, отражающие их опыт или мнение: например, при изучении условных предложений третьего типа “If I had been born in …, I would have …”, “If I were a president, I would …”

Учащиеся принимают  участие в деятельности, имитирующей  реальные ситуации.

Общение на английском языке в классе неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации. Например, после того как учащиеся познакомились, у них не возникает потребности сделать это еще раз, поэтому для закрепления структур по теме “Знакомство” можно играть в “Нового ученика” или “Угадайку”.

Поощряется совместная работа, сотрудничество учащихся.

На уроке создаются  условия для работы парами или в группах, это способствует увеличению продолжительности речи каждого ученика, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Работа в группах позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке и повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу. Так, при введении структуры “Where would you like to go?”, учащиеся могут провести опрос класса или определенной группы и закрепить вопрос и ответ в своей речи.

Учащиеся  несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.

Кроме использования  знаний на практике, учащиеся учатся принимать  самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы: подобные задания выполняются при введении или обобщении грамматического и лексического материала.

Роль  учителя различна в зависимости  от задачи на каждом этапе урока.

Каждый учитель имеет  собственный стиль обучения, однако, в зависимости от типа работы, которая  проводится в данный момент на уроке, учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать учащихся, но не всегда доминировать.

Учитель выступает в разных ролях на различных  уроках.

 может быть носителем  информации, когда учащемуся необходимы  исходные данные, наблюдателем, когда  учащиеся самостоятельно работают в парах или группах, в это время учитель ходит по классу, помогая отдельным учащимся, консультантом, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации, например при выполнении проекта.

Для реализации данных принципов  коммуникативного обучения необходимо наличие определенных условий. Первым условием осуществления общения  на уроке, максимально приближенного  к реальной жизни, являются доверительные  отношения, взаимная симпатия учителя и учеников, благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества. Вторым условием является умение учителя реализовывать субъектно-субъектные отношения с учениками на урок и вне его, через организацию групповой, парной и индивидуальной работы обучаемых, через планирование как можно большего количества ситуаций общения и поощрения попыток учащихся принять в них участие. Третьим условием является наличие учебно-методического комплекса, помогающего реализовывать коммуникативно-ориентированное обучение.

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработка комплекса упражнений коммуникативного метода обучения иностранному языку

1. Расширяющиеся синтагмы.

В первой фразе в скобках  дается значение нового слова, в последующих  оно должно быть понятно без перевода, и в результате многократного восприятия и использования ученик запоминает его. Например:

Обязанность (duty)

Я знаю свои обязанности.

Учиться –  это не самая главная обязанность.

Я думаю, что  самая главная моя обязанность  – это быть порядочным человеком. и т.д.

На базе расширяющейся синтагмы возможен комплекс упражнений, обеспечивающий свободное владение всем речевым материалом. Также расширяющиеся синтагмы могут «сопровождать» предъявление какого-либо факта культуры. Например:

Кельнский собор.

Неужели это  Кельнский собор?

Действительно, Кельнский собор – это настоящее чудо архитектуры.

Я давно хотел увидеть  это чудо архитектуры и узнать о Кельнском соборе побольше.

  1. Упражнения со списком слов.

Слова иностранного языка  нужно заучивать, а это большая  трата времени и труд совсем не привлекательный. Идея таких упражнений заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания. Например:

При обсуждении темы дружбы и друзей можно дать следующие задания:

  1. Друзья бывают хорошие и не очень. Найдите в представленном списке необходимые слова и перепишите их к себе в тетрадь, разделяя на две колонки – положительные черты и отрицательные.
  2. Прочитайте небольшой рассказ и дополните свои списки словами, характеризующие настоящего друга.
  3. А теперь, не глядя ни в список, ни в текст, перечислите все характеристики настоящего друга.
  4. Подберите 10 самых уважаемых вами черт. Назовите самую любимую.
  5. Назовите три самых ненавистных недостатка.
  6. Что бы вы выбрали из черт характера для вашего друга: учитель называет по два качества противоположных по смыслу (ленивый – работящий; бесчувственный – чувствительный и т.д.)
  7. Представьте портрет вашего воображаемого друга (глядя в список или по памяти)

Можно использовать рифмовки по проблеме. Рифмовки должны быть серьезными или шутливыми, но обязательно осмысленными. Например:

My friend is not crazy, 
She is never lazy. 
My friend was cunning 
But it wasn’t stunning. 
My friend is really optimistic 
But I’m rather pessimistic.

  1. Задания, предполагающие «информационное неравенство» участников (information gap).

Задания типа "information gap" могут принимать различные формы:

A picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера,— matching tasks);

B text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить — jig-saw reading);

С knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить — complete-the-table tasks);

D belief/opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);

E reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

Упражнения  с постановкой разнообразных  проблемных задач.

Одним из подобных упражнений являются проблемные речемыслительные задания, основанные на критическом мышлении — осознанном подвергании сомнению тех или иных положений, мыслей и высказываний. При этом формулируются следующие возможные вопросы:

  • Является ли эта мысль истинной или ложной (true or false)?
  • Имеется ли в тексте (на изображении) ответ на данный вопрос (present or missing)?
  • Похожи ли эти два текста (изображения) или отличаются (alike or different)?
  • Существенны эти детали содержания текста (изображения) или второстепенны (essential or non-essential)?
  • Достаточен ли данный ответ на поставленный вопрос или нет (adequate or inadequate)?

Критическое мышление позволяет  формировать «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться. Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

 

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы: 

1. Коммуникативный метод  направлен на практику общения  и является современным интенсивным  методом обучения иностранному  языку. 

2. Коммуникативно-ориентированный подход привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и задания для достижения целей программы.

3. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

4. Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

5. Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. Многочисленные игровые элементы в преподавании, работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие студентов темы – всё это позволяет учителю учесть индивидуальные особенности студентов, сделать занятия творческими и увлекательными.

Безусловно, современному учителю необходимо знать и применять  на практике не одну технологию, не один метод обучения. Но залог успешного  урока заключается не только в  выборе той или иной технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к теме урока, подготовить занимательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся. А это полностью зависит от учителя, его опыта и желания научить.

Список литературы

1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.

2. Денисова Л.Г., Мезенин С.М., Snowball English - М., 2000, «Просвещение».

3. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку - М., 2000.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

5. www.e-lib.gasu.ru

6. www.ubo.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Практическое применение коммуникативного метода обучения иностранному языку

Урок 1.

Тема: “When you have time to spare…” «Когда у тебя есть свободное время…»

Цель урока: формирование лексических навыков.

Сопутствующая задача: формирование произносительных и орфографических навыков.

Используемый материал: учебник английского языка для  учащихся 10 класса “Snowball English” , автор  Л.Г. Денисова, С.М. Мезенина, стр. 105.

Оснащение урока: стенд  с новой лексикой урока, плакаты  с изображением различных хобби, учебник.

Новый лексический материал:

Amateur arts - самодеятельность Folk crafts - народные ремесла

Steadily - постоянно Hobby clubs - клубы по интересам

Wide range - широкое разнообразие

Health promotion - укрепление  здоровья

Environmental protection - защита окружающей среды

To get acquainted - знакомится To vary - изменятся

To sponsor - субсидировать  To charge - платить, вносить плату

Admittance fee - вступительный  взнос

Membership fee - членский взнос  Purchase - покупка

Gear - оснащение

The all Russia society of stamp collectors - Всероссийское общество филателистов

Adult - взрослый Virtually - фактически

Annual - ежегодный Local branch - местное отделение

Winter swimming club - клуб любителей  зимнего плавания

To dare - осмеливаться

Amateur song writer's club - клуб авторской песни

To bring together - объединять Walk of life - гитара

Campfire - туристический  костер

1. Приветствие. Речевая  зарядка. (5 минут)

Информация о работе Психологические аспекты коммуникативного метода обучения иностранному языку