Психологическая сущность самосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Сознание - высшая форма отражения действительного мира ; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы.

Содержание

Введение………………..2
Психологические особенности самосознания в различных психологических теориях ……………….4
Развитие самосознания ……7
Заключение……………….10
Список использованной литературы…………11

Работа содержит 1 файл

психологическая сущность самосознания.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития самосознания берется собственная  практическая деятельность человека и  его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством общественный опыт.

Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций  составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

Развитие самосознания

Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

Проявление самосознания можно проследить у ребенка в  начале раннего возраста. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на свои испачканный носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, - следовательно узнавали себя. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок  называет себя - сначала по имени, в  третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам, появляется местоимение  “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”.

В раннем возрасте можно  было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка.

В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано  с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического развития личности свои специфические особенности.

У дошкольника в ролевой  игре формируется стремление к общественно  значимой и общественно оцениваемой  деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами взрослых, его воспитывающих.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок  приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.

До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит формирование и развитие его активности, самосознания.

В период от рождения до 1-го года у детей закладывается основные потребности и способности к общению. ”В своей основе потребность субъекта в общении с другим человеком,- пишет Лисина,- есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам дает. Такая взаимная оценка обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида... (М.Н. Лисина, 1974).

Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях. Взрослые регулируют восприятие и действия ребенка, но очень рано младенец начинает проявлять во взаимодействии со взрослым и свою инициативу.

В раннем детстве роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако ребенок уже стремиться действовать  без помощи взрослого, самостоятельно. Новые тенденции усиливают активность ребенка (“я сам”) и приводит к возникновению  новых взаимоотношений со взрослыми. Л.И. Божович отмечает: “В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя (Л.И. Божович, 1978, с.31).

По замечанию Л.И  Божович, процесс формирования ребенка  раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде “системы “Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе.

В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано  с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического развития личности свои специфические особенности.

В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок  испытывает настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей. Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты, благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.

В игре укрепляется и  развивается человеческая потребность  в активном воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции” (Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).

Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым.

В ролевой игре у дошкольника  формируется стремление к общественно  значимой и общественно оцениваемой  деятельности, развивается социальная активность, самосознание.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В этом периоде у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение 

Познание себя  —  одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих» .всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней — очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу„ а что — к миру.

По описанию Я. Корчака, маленький ребенок хватает себя за ногу, тянет ее в рот, падает, а потом недоуменно оглядывается: кто же это его толкнул?

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом смысле—в качестве члена социальной микрогруппы. И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, а других—от себя. Это выражается в известном детском эгоцентризме. В сознании ребенка он как бы центр социального микромира, а другие люди существуют для того, чтобы его кормить, поить, с ним играть, его воспитывать.

Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т. е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем.

Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т. е. осознанный личный идеал, сопоставление  с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы

  1. «Возрастная психология» Г.С. Абрамова. Екатеринбург, 1999год
  2. «В мире подростка» М., 1980год
  3. «Ребенок и общество» И. С. Кон. М., 1988год
  4. «Психология развития» К. Крайг. СПб., 2000год
  5. . «Самооценка школьника» А.И Липкина М., 1976год
  6. «Психология» Р.С. Немов. В 3т. Т1.  М., 1995год
  7. «Подростковый и юношеский возраст» Х. Ремшмидт М., 1994год
  8. «Учителям и родителям о психологии подростка» Под ред. Г. Г. Аракелова.М.,1990год
  9. «Психология развития личности в онтогенезе» Фельдштейн ,М., 1989год
  10. . «Мотивация и деятельность» Х . Хекхаузен М., 1986год
  11. «Хрестоматия по патопсихологии» Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, А.П.Корнилова,  М.,1981год
  12. «К вопросу о генезисе самосознания личности» П.П. Чамата М., 1966год
  13. «Проблема самосознания в психологии». И.И. Чеснокова М., 1977год

 

 


Информация о работе Психологическая сущность самосознания