Психологическая сущность игры дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Работа содержит 1 файл

Психологическая сущность игры дошкольника.docx

— 52.71 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Все  качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.  
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.  
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.  
Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий.  Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.  
Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…  
Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающей воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.  
Таким образом, наше предположение о том, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:  
·               создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;  
·               гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;  
·               специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;  
·               нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

 

ГЛОССАРИЙ

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ведущий  
 вид  
деятельности
Такая деятельность, которая соответствует основным потребностям ребенка и определяет характер его психического развития на том или ином этапе детства 
Гипотеза  (от греч. hypothesis – основание, предположение) — предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. 
Дошкольный  возраст  Этап  психического развития от 3 до 6–7 лет.
Игра  Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного  опыта, фиксированного в социально  закрепленных способах осуществления  предметных действий, в предметах  науки и культуры
Игровые  
условия
Участвующие в  игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы
Наблюдение  восприятие  того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс
Содержание  
 игры
Те моменты  в деятельности и отношения взрослых, которые воспроизводятся дошкольником в игре
Сюжет Та сфера  действительности, которая отражается в игре дошкольника 
Сюжетно – ролевая  
 игра 
Вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающемся в игре
Эксперимент от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих     изменений        в  
поведении изучаемого объекта
 

Библиографический список  используемой литературы  
1.                                   Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990  
2.                                   Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991  
3.                                   Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.  
4.                                   Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992..  
5.                                   Выготский Л.С.  Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991.  
6.                                   Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.  
7.                                   Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000  
8.                                   Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997.  
9.                                   Крупская Н.К. Пед.соч. М., 1980, т. 6  
10.                              Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004.  
11.                              Макаренко А. С. Игра. – Соч. М.,  1957  
12.                              Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение,1982  
13.                              Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание, 1993  
14.                              Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М. Просвещение 1986.  
15.                              Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагоги  
16.                              Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев 1985.  
17.                              Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение, 1981.  
18.                              Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981.  
19.                              Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников  
20.                              Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992  
21.                              Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. Фаир-пресс, 1981, т.VIII  
22.                              Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978  
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии  развития креативности оригинальность  Быстрота  Гибкость  Вариатив-ность Общий балл
                 Задание №  
  Дети          
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
                           

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Уровни развития креативности Констатирующий  этап исследования
Экспериментальная группа Контрольная группа
Абсолютное  число  % Абсолютное  число  %
Низкий  
Средний  
Высокий
2  
6  
2
20  
60  
20
3  
5  
2
30  
50  
20

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  
Экспериментальная группа 
1.        Добрынин Никита 5 лет 6 месяцев 
2.        Павлов Алеша 5 лет 3 месяца 
3.        Анисимова Марина 5 лет 9 месяцев 
4.        Кокарева Ира 6 лет 
5.        Мазурин Яша 5 лет 3 месяца 
6.        Лазарева Вика 5 лет 9 месяцев 
7.        Семенова Алена 5 лет 4 месяца 
8.        Матвеева Юля 6 лет 1 месяц 
9.        Иванова Катя 5 лет 3 месяца 
10. Антоненко Уля 5 лет 11 месяцев  
Контрольная группа 
1.     Козырева Аня 5 лет 4 месяца 
2.     Терехина Оля 6 лет 3 месяца 
3.     Абдулова Яна 5 лет 9 месяцев 
4.     Нестеренко Катя 6 лет 6 месяцев 
5.     Нилов Ваня 5 лет 11 месяцев 
6.     Степанов Дима 6 лет 1 месяц 
7.     Петрова Валя 5 лет 6 месяцев 
8.     Лукьянова Наташа 5 лет 3 месяца 
9.     Кучина Оля 5 лет 11 месяцев 
10. Николаев Стас 5 лет 4 месяца

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4  
Экспериментальная группа

Критерии  развития креативности  
Дети                        Задания
Оригинальность  Быстрота  Гибкость  Вариативность Общ. балл
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1. Добрынин  Никита  2 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2 21
2. Павлов  Алеша  1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 13
3. Анисимова  Марина  2 2 3 3 3 3 2 1 1 2 1 1 24
4. Кокарева  Ира  2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 14
5. Мазурин  Яша  2 2 2 3 2 2 2 1 1 1 1 1 23
6. Лазарева  Вика  2 3 3 3 3 3 2 1 2 1 1 2 26
7. Семенова  Алена  2 2 2 3 3 3 2 2 2 2 3 2 28
8. Матвеева  Юля  3 2 2 3 3 3 2 2 1 1 2 1 25
9. Иванова  Катя  3 3 3 3 3 3 1 1 1 2 1 2 26
10. Антоненко  Уля  3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 34

Контрольная группа

Критерии  развития креативности  
Дети                        Задания
Оригинальность  Быстрота  Гибкость  Вариатив-ность Общ. балл
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1. Козырева  Аня  2 1 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 24
2. Терехина  Оля  3 2 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 32
3. Абдулова Яна 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 15
4. Нестеренко  Катя 2 2 3 3 2 2 2 1 2 2 1 2 24
5. Нилов  Ваня  3 2 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 33
6. Степанов  Дима  2 3 2 3 2 3 2 1 2 3 2 2 27
7. Петрова  Валя  2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 14
8. Лукьянова  Наташа  2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 26
9. Кучина  Оля  1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 16
10. Николаев  Стас  2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 25

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника