Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа
Актуальность работы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все качества, свойства личности формируются
в активной деятельности тех ее различных
видах, которые составляют жизнь личности,
ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена
на познание ребенком окружающего мира,
путем активного соучастия в труде и повседневной
жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда
есть обобщенной, потому что мотивом есть
не отражение какого-то конкретного явления,
а совершение самого действия, как личного
отношения.
Данные нашего исследования показали,
что процесс развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста
требует целенаправленного педагогического
руководства, которое заключается в установлении
влиятельных способов руководства этим
процессом. Под руководством мы понимаем
процесс, в котором используются такие
методы и приемы, которые бы содействовали
лучшему развитию творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическое руководство процессом
развития творческих способностей детей
мы осуществляли с помощью творческих
упражнений и заданий. Практическая ценность
работы лежит в выполнении уровня развития
способностей детей и проверке эффективного
применения творческих упражнений, и задач
на практике.
Практическое применение творческих заданий
в экспериментальной группе благоприятствовало
появлению позитивных тенденций в этом
процессе. У детей улучшилось творческое
представление, фантазия, память. Они могут
самостоятельно играть, инсценировать…
Данные нашего эксперимента могут быть
использованы в обучающей воспитательной
работе воспитателем и студентами-практикантами.
Таким образом, наше предположение о том,
что развитие творчества у старших дошкольников
в игре возможно, если соблюдать следующие
условия:
· создание эмоционально – благополучной
атмосферы в группе детского сада;
· гарантия свободы и самостоятельности
в игре ребенка в условиях педагогического
руководства воспитателя;
· специальная работа, проводимая взрослым
по развитию творческих способностей
старших дошкольников в сюжетно – ролевой
игре;
· нашло подтверждение в ходе экспериментально
– опытной части проведенного исследования.
ГЛОССАРИЙ
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Ведущий вид деятельности |
Такая деятельность, которая соответствует основным потребностям ребенка и определяет характер его психического развития на том или ином этапе детства |
Гипотеза | (от греч. hypothesis – основание, предположение) — предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. |
Дошкольный возраст | Этап психического развития от 3 до 6–7 лет. |
Игра | Форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры |
Игровые условия |
Участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы |
Наблюдение | восприятие того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс |
Содержание игры |
Те моменты
в деятельности и отношения взрослых,
которые воспроизводятся |
Сюжет | Та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника |
Сюжетно
– ролевая игра |
Вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающемся в игре |
Эксперимент | от лат. experimentum
— проба, опыт) — один из основных (наряду
с наблюдением) методов научного познания
вообще, психологического исследования
в частности. Отличается от наблюдения
активным вмешательством в ситуацию со
стороны исследователя, осуществляющего
планомерное манипулирование одной или
несколькими переменными (факторами) и
регистрацию сопутствующих изменений
в поведении изучаемого объекта |
Библиографический
список используемой
литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии развития креативности | оригинальность | Быстрота | Гибкость | Вариатив-ность | Общий балл | ||||||||
Задание № Дети |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровни развития креативности | Констатирующий этап исследования | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Абсолютное число | % | Абсолютное число | % | |
Низкий Средний Высокий |
2 6 2 |
20 60 20 |
3 5 2 |
30 50 20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспериментальная группа
1. Добрынин Никита 5 лет 6 месяцев
2. Павлов Алеша 5 лет 3 месяца
3. Анисимова Марина 5 лет 9 месяцев
4. Кокарева Ира 6 лет
5. Мазурин Яша 5 лет 3 месяца
6. Лазарева Вика 5 лет 9 месяцев
7. Семенова Алена 5 лет 4 месяца
8. Матвеева Юля 6 лет 1 месяц
9. Иванова Катя 5 лет 3 месяца
10. Антоненко Уля 5 лет 11 месяцев
Контрольная группа
1. Козырева Аня 5 лет 4 месяца
2. Терехина Оля 6 лет 3 месяца
3. Абдулова Яна 5 лет 9 месяцев
4. Нестеренко Катя 6 лет 6 месяцев
5. Нилов Ваня 5 лет 11 месяцев
6. Степанов Дима 6 лет 1 месяц
7. Петрова Валя 5 лет 6 месяцев
8. Лукьянова Наташа 5 лет 3 месяца
9. Кучина Оля 5 лет 11 месяцев
10. Николаев Стас 5 лет 4 месяца
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Экспериментальная группа
Критерии
развития креативности Дети Задания |
Оригинальность | Быстрота | Гибкость | Вариативность | Общ. балл | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1. Добрынин Никита | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 21 |
2. Павлов Алеша | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 |
3. Анисимова Марина | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 24 |
4. Кокарева Ира | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
5. Мазурин Яша | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 23 |
6. Лазарева Вика | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 26 |
7. Семенова Алена | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 28 |
8. Матвеева Юля | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 25 |
9. Иванова Катя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 26 |
10. Антоненко Уля | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 34 |
Контрольная группа
Критерии
развития креативности Дети Задания |
Оригинальность | Быстрота | Гибкость | Вариатив-ность | Общ. балл | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1. Козырева Аня | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 |
2. Терехина Оля | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 |
3. Абдулова Яна | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 15 |
4. Нестеренко Катя | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 24 |
5. Нилов Ваня | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 33 |
6. Степанов Дима | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 27 |
7. Петрова Валя | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
8. Лукьянова Наташа | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 26 |
9. Кучина Оля | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 16 |
10. Николаев Стас | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 25 |
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника