Психологическая структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:53, реферат

Описание работы

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. Не всякий задумывается об этом, и с этим трудно не согласиться. А между тем, можно значительно «облегчить» жизнь себе и другим окружающим людям, поняв и усвоив некоторые теоретические давно установленные истины психологии, которые помогут разобраться в причинах того или иного своего состояния.

Работа содержит 1 файл

Психологическая структура личности.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Мышление - процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.

Чувства - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

Биологически  обусловленные свойства и качества личности:

антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;

физические особенности  — размеры тела и его структурно-механические свойства;

внешняя анатомия тела;

функционально-анатомические  особенности;

биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

свойства и  типы темперамента - устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

Способности – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Воля и волевые  качества личности - форма психического отражения действительности, позволяющая  личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.  

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности.  

Основной источник активности личности – это потребности.

Все стороны  личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то,  или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование  человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

Духовные или  социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном  общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние  человека (если только он не спит) –  активное, деятельное.

Активность бывает:

Внешней (движение, мышечные усилия).

Внутренней (психическая  активность), которая наблюдается  даже  у неподвижного человека, когда  он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д. 

Деятельность  – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

Своей деятельностью  человек изменяет окружающий мир.

Деятельность  человека формирует и изменяет его  самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

Внимание.

Память.

Мышление.

Воображение.

С другой стороны  все эти психические процессы формируются и развиваются в  деятельности, такова взаимосвязь психических  процессов и деятельности.

Различают три  основных вида деятельности:

Учебную.

Трудовую.

Игровую.

Они отличаются друг от друга по:

Результатам.

Мотивам.

Организациям. 
 

Труд основной вид деятельности и его результатом  является создание общественно-полезного  продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой  общественной ценности (техническое  изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует  наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для  широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и  мотивы этих видов деятельности:

Мотивом труда  является осознание общественной необходимости.

Игра мотивированна  интересом.  

Различны и  организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время  и в определенном месте.

Игра связана  со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти  в любом возрасте свойственны  все три вида деятельности, но в  разные периоды жизни они имеют  разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

Составную часть  или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят  из движений:

Деятельность ® Действия ® Движения

Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

 Различают  практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов: 

Материальные  – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут  перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный  
пример  -  Плюшкин.

Духовные –  характеризуют высокий уровень  развития личности. Это, прежде всего  познавательные интересы.

Непосредственный  – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

Опосредованный  – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению  или материальным результатам труда.

 Пассивный  -  интерес созерцательный, когда   человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

Активный –  интерес действенный, когда человек  действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости  от широты и глубины интереса, находится  уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший  фактор социализации человека и его  становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых  растет, живет и работает человек.  

Заключение 

В заключении можно сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, то есть которые обусловлены биологическим фактором развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности.

Стать личностью – это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.  

Литература  и источники 

1. Ильенков Э.В.  Что такое личность? – М.,1991

2. Агафонов А.В., Психология и педагогика: Часть I. Психология. 2004 г.

3. Краткий психологический словарь в формате HTML

4. А.П.Тихонов, Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности» 2000 г.

5. Хьелл Д., Зиглер  Д. Теории личности - М. 1997

6. Психология  и педагогика. Учебное пособие  для вузов. Радугин А.А. Москва, 1997 г.

7. Асмолов А.Г.  Психология личности. М., 1990.

8. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И, 2002.

9.  Аверин В.А. «Психологическая структура личности» 1999 г.

10. Солотина Т. «Психология личности: учебное пособие»

11. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов.

Информация о работе Психологическая структура личности