Психологическая структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Личности……………………………...………………………………………………….5
1.1 Основные принципы гуманистической психологии………………………………..6
1.2 Определение становления личности………………………………………………..11
2 Формирование и развитие личности………………………………………………….17
2.1 Воспитание и самовоспитание ……………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Ложкина В.Н.,КР, Общая психология.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство  психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Если по отношению  к развитию познавательных процессов  можно было сказать, что детский  возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

2.1 Воспитание  и самовоспитание

   Процесс становления личности, с каких  бы теоретических позиций его  не рассматривали, естественным образом  дополняется и переплетается  с целенаправленным формированием  личности, т.е. ее воспитанием. Современные научные представления о воспитании, как процессе целенаправленного формирования личности, сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей. В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и в настоящее время.

   Немецкий  педагог И.Ф. Гербарт, будучи ярким  представителем этого подхода, сводил воспитание к управлению детьми. Цель такого управления – подавление «дикой»  резвости ребенка, «которая кидает его  из стороны в сторону». Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Таким образом, основным методом воспитания для Гербарта стал надзор за детьми, осуществляемый в приказаниях.

     Фактическим протестом против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Ж.Ж. Руссо. Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Русский педагог П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом, не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания.

     Современная педагогика исходит из того, что  понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся  отношения. В.А. Сухомлинский пишет:

     «Воспитание – это многогранный процесс постоянного  духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и  тех, кто воспитывает».

     Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств  личности, соответствующих идеалам  общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания.

     Самовоспитание  – это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом  и возможностями. При определении  задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности.

     Воспитание и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий. 

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

На вопрос, что  такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

     Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак  не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание).

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и в не учебной, специально проводимой воспитательной работы.

Заключение

 

       Лишь  охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

       В заключении я хотел бы подвести итог своей работы, сделать некий общий  вывод. Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. Впрочем, об этом я говорил выше, поэтому не буду повторяться. Лучше в конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос: «Что такое стать личностью?»

       Стать личностью – это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.

      Социально-психологический  акцент этой концепции состоит в  том, что основополагающими категориями  в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Анализ сложной диалектики личности и группы привел Петровского к важному для социальной психологии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Выделение главного в личности дало основание обозначить свою концепцию личности как концепцию личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.

     Проблема  формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

     В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что  личность есть нечто уникальное, что  связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Среда окружающая человека способствует его социализации в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние  среды на развитие человека, если не главное то точно значительное. Хотя этот вопрос не решен до конца, что  подтверждает разделение концепций  по влиянию среды на развитие личности: теория конфронтации и теория конвергенции.

     Глоссарий

№ п/п  Понятие Определение
1  Воспитание личности Становление самосознания в ранней юности
2  Воспитание .
3  Индивид совокупность в основном биологических свойств человека
4  Индивидуальность синтез всех сторон индивида
5  Личность общественный  индивид, объект и субъект исторического  процесса
6  Личностный рост это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает
7  Развитие  личности это, прежде всего  ее социальное развитие
8  Самовоспитание это процесс  формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями.
9  Самостоятельность одна из важнейших  предпосылок правильного формирования личности.
10  Характер  целостное  образование личности, определяющее  особенности деятельности и поведения  человека и характеризующееся  устойчивым отношением к различным сторонам деятельности.

     Список  использованных источников

1 Ананьев Б.Г. Психологическая  структура личности и ее становление  в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. М.,2006 с7-94
2 Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - С-Пб.: Изд. «Питер», 2007. -с.91-95
3 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М.,2006
4 Маркс К. «Капитал»  т.3, М.,2006 с.3
5 Немов. Р. С, книга 1. М., 2009с.336
6 Петровский  А.В. и Ярошевский М. Г. Краткий психологический  словарь М., 2008
7 Петровский  А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М 2008
8 Рубинштейн  С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ2006
9 Философия: Учебник  Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П.  Филатова. - М.: Русское слово, 2006
10 Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 2008.

Информация о работе Психологическая структура личности