Психологическая структура и распределение функций в системах “человек – техника”

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:28, реферат

Описание работы

В моей работе дан обзор основных видов классификации современной техники, и особое внимание уделено рассмотрению общих тенденций в развитии техники и технологий на рубеже тысячелетий. О том, какое место технические объекты и технологии занимают в обществе, рассказано на примере информационных и биотехнических систем.

Работа содержит 1 файл

Реферат по БЖП.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     Необходимо учитывать, что операции, которые выполняются человеком, технически реализуются в разной степени. Некоторые из них, например операции решения, имеющие эвристический, творческий характер, до конца не могут быть автоматизированы даже при самом высоком уровне автоматизации и останутся прерогативой человека.

     Для формализуемых действий, легко подлежащих автоматизации и соответственно передаче машине, характерно:

наличие и четкая формулировка конкретной цели действия; стереотипность условий, в которых дана цель;

однозначность способов изучения и преобразования условий задачи;

наличие алгоритма выполнения действий и  т. п.

     При решении вопросов автоматизации следует учитывать место и общий вес деятельности тех или иных лиц в системе управления. Необходимым является набор критериев, характеризующих работу системы в целом с учетом характеристик человека-оператора, параметров подсистем, особенностей отдельных звеньев и др.

     Подходы к разработке систем, ориентированные на полную автоматизацию, не оправдались. В тех случаях, когда удавалось создать такие системы, их возможности оказывались весьма ограниченными.

     Сравнение автоматических систем с автоматизированными, обслуживаемыми человеком, показало, что последние могут работать более надежно за счет реализации в них пластичности и универсальности человеческого звена.

     Другой важной прикладной проблемой практической психологии систем "человек - техника" является разработка критериев и принципов распределения функций человека-оператора 1 машинных звеньев системы.

     Выделяют три группы критериев оптимизации распределения функций между человеком и техническими звеньями системы:

  • надежность;
  • эффективность;
  • экономичность.

     Важнейшие из них - надежность и эффективность.

     Для оценки надежности используются принципы, методы и критерии теории надежности, разработанной для техники. В рамках подобного подхода делаются попытки аналитического и экспериментального определения надежности систем "человек - машина". По-видимому, использование этих методов зависит от знаний об имеющихся количественных характеристиках человека-оператора и машины, а также взаимосвязей между ними.

     Что касается эффективности , то это понятие шире понятия надежности. Под эффективностью подразумевается количественная мера достижений цели с учетом имеющих место затрат. Эффективность системы определяется многими параметрами, но не в виде суммы параметров, а в виде качественно нового образования.

     И наконец, невозможно говорить о надежности и эффективности систем "человек - техника" без изучения человеческого фактора, а именно: вопросов напряженности, стрессоустойчивости, внутренних резервов человека и др.

     При распределении функций между человеком и машиной целесообразно учитывать:

  • стоимость осуществления данной функции (куда входит и стоимость отбора, обучения операторов, если функция возлагается на человека);
  • временные характеристики (график) ее выполнения;
  • эксплуатационные характеристики выполнения данной функции.

     Рациональное распределение функций между человеком и машиной реализуется на основе следующих принципов:

  1. Принцип преимущественных возможностей. Основывается на сравнительном анализе возможностей человека и машины. Определяет рациональное распределение функций между человеком и техническим средством. Играет существенную роль в определении уровня автоматизации комплексов "человек - машина".
  2. Принцип эквивалентности входных и выходных характеристик человека и технических устройств. Основывается на анализе потоков информации, организации каналов связи "техническое устройство - человек - техническое устройство". Определяет количество информации, которое необходимо предоставлять человеку для обеспечения высокой и устойчивой работоспособности в течение длительного времени, выбор сенсорного канала и качеств сигнала.
  3. Принцип резервирования. Отражает необходимость реализации творческих возможностей человека, что обеспечивает поддержание высокой готовности к действию и сохранение работоспособности.
  4. Принцип максимизации показателей. Предполагает выделение ведущего параметра деятельности и обеспечение условий его реализации.
  5. Принцип ответственности. Предусматривает распределение функций, исходя из их значимости в процессе управления. Так, нередко на практике отдельные ответственные операции, которые машина может выполнять быстрее и порой точнее, все же возлагаются на человека. При этом достигается снижение вероятности таких отказов, которые чреваты наиболее опасными последствиями для системы.

     Для решения практических задач возникает необходимость выделения общего принципа рациональности распределения функций между человеком и машиной. Целесообразно базироваться на динамических характеристиках системы, их сравнении с характеристиками, которые признаны оптимальными, исходя из совмещенного критерия точности и быстродействия.

     Согласование характеристик машины с возможностями человека, призванного для ее управления, не всегда следует понимать узко, только как "притирку" тех или иных элементов машины к человеку. Здесь имеется в виду также согласование человека и машины на основе психологического изучения и оценки всей системы в целом.

     Согласование функций человека и машины может происходить как на этапе проектирования системы, так и в процессе ее эксплуатации за счет расширения функциональных и творческих возможностей человека при использовании техники.

     В зависимости от уровня развития техники по-разному рассматриваются и вопросы распределения функций человека и машины. Однако важным остается проведение психологического анализа возможностей человека и машины, учет особенностей техники и ее уровня, а также проведение психологического анализа деятельности человека в системах СЧМ. 
 
 
 

Заключение

     Итак, результаты проведенного исследования демонстрируют, что современное общество находится на переломном этапе своего развития. Можно сказать, что мы стоим на пороге новой цивилизации, которая будет принципиально отличаться от всех общественных формаций, которые существовали в истории человечества. Это общество мы назвали информационным или информационно-экологическим. Принципиальное отличие такого образования заключается в том, что на первый план в нем выходит не материальное производство, что было характерно для прошлого человечества, а производство и перераспределение информации в широком смысле. Очевидно, обработка информации (в том числе биологической), станет определяющим фактором развития современной техники и технологий.

     Развитие системы "человек-техника" является условием коренных преобразований в содержании и характере труда. Широкое внедрение автоматизации порождает проблему "человек – техническая система". Роль человека в производственном процессе оценивается по тому, в какой степени он освобождается от рутинных однообразных операций, а его труд насыщается в широком смысле творческим содержанием. На механическом этапе автоматизации происходит технологическое (реальное по Марксу) подчинение человека техническим средствам труда. Человек здесь является придатком автоматической системы машин. Технологическое подчинение либо закрепляет социальное подчинение человека технике (труда-капиталу в условиях капиталистического способа производства), либо выступает сдерживающим фактором в том случае, когда техника социально подчинена человеку (иначе говоря, технические средства труда находятся в собственности всего общества).

     Техника может и должна служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий к качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого, рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационных технологий большие возможности повышения интеллектуального потенциала для каждого человека. В этом коренится возможность совсем иначе вписать технику в социально-культурный контекст, видоизменить само содержание технологии, соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.

     Безусловно, такой поворот в истории развития человечества произошел неслучайно и направлен не просто на повышение уровня жизни членов общества, а является единственным средством на пути к выживанию в условиях нарастающего экологического кризиса. Однако путь этот оказывается не таким простым, как можно было бы предположить. Дело в том, что при переходе общества на новый уровень производства возникают уже не технологические, как это было ранее, а социально-психологические проблемы. Впервые творение человеческих рук оказывается не средством удовлетворения потребностей, а фактором, от которого зависит существование самого творца. Можно сказать, что к такому повороту событий не оказались готовы ни один из социальных институтов, в том числе и философия. Таким образом, вопрос о сосуществовании современных технических систем и самого человека, по-видимому, станет основным для ученых и философов конца XX — начала XXI веков. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1 Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики М.,

Наука, 1999.

2 Бек Х. Сущность техники. В кн. Философия техники  в ФРГ. М., Наука 1999.
3 Безопасность  жизнедеятельности / Под ред. Русака О.Н. - С. - Пб.: ЛТА, 2006.
4 Бердяев Н. Человек  и машина. / Вопросы философии №3. 2000.
5 Лапин В.Л., Попов  В.М., Рыжков Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. - Курск, КГТУ, 2005.
6 Справочная  книга по охране труда/Под ред. Русака О.Н., Шайдорова А.А. - Кишинев, Изд-во "Картя Молдовеняскэ", 2001.

Информация о работе Психологическая структура и распределение функций в системах “человек – техника”