Психологическая служба в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:09, доклад

Описание работы

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.26 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В  СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю  систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания  школы. 
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений. 
Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения. 
Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии. 
В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется: 
- необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей .на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию; 
- важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей; 
- задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Современные концепции школьной психологической  службы

Существует несколько концепций  деятельности школьной психологической  службы. Наиболее известные из них - это концепция И. В. Дубровиной и  концепция Л. М. Фридмана. 
С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе - воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. - организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.

Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.

Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного  психолога: 
1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов; 
2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей; 
3) изучение процесса личностного развития учащихся; 
4) оценку воспитанности учащихся. 
Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья - человечность индивида - понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели - создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка. 
Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования: 
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 
2) развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; 
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.

Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая  профессиональная генерация - практические психологи образования, которые  должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической  оснащенности специалиста, формы организации  работы), «на каких основаниях?» (система  базовых представлений) и «ради  чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).

Основные направления  деятельности

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям.

Психопрофилактическая работа  
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия: 
- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период; 
- проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; 
- участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями 
намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения; 
- проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе; 
- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения; 
- организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей; 
- ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми; 
- консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

 
- способствуют развитию коммуникативных  навыков профессиональной деятельности  педагогов; осуществляют мероприятия  по предупрежде - нию и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива; 
- проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Психодиагностическая  работа  
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи: 
- проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам; 
- проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; 
- проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения; 
- совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Развивающая и психокоррекционная работа  
Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка: 
- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; 
- психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребвн^'. Психологическая часть этих программ планируется и осуществляется психг логом, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с у"« телем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога. 
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и друп«>; родственников ребенка. 
В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

Консультативная работа  
В рамках данного направления работники психологической службы 
- консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества; 
- проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.; 
- способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций; 
- выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений; 
- в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Права, обязанности и ответственность  работника психологической службы образования

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право: 
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы; 
- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; 
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы; 
- знакомиться с документацией; 
- обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;  
- участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;

- участвовать в разработке новых  методов психодиагностики, психокоррекции и других видов, оценке их эффективности; 
- проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей; 
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и пр.; 
- вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений; 
- иметь учебную и факультативную работу в объеме до 240 часов в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией; 
- обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.); 
- обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников. 
Психолог обязан:  
- руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, Положением о психологической службе в системе образования, приказами и инструкциями Государственного комитета по образованию; 
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей; 
- знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; 
- препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; 
- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития; 
- выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств; 
- оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов, третьих лиц;

Информация о работе Психологическая служба в системе образования