Психологическая служба в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Цель психологической службы - обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3

Понятие о психологической службе в образовательном учреждении…….. 4

Нормативно-правовые документы, регулирующие психологическую службу…………………………………………………………………………. 6

Организационно-методическая документация психолога в образовательном учреждении …………………………………………………………………… 9

Заключение …………………………………………………………………… 11

Список используемой литературы ………………………………………….. 12

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………. 3

Понятие о психологической  службе в образовательном учреждении…….. 4

Нормативно-правовые документы, регулирующие психологическую  службу…………………………………………………………………………. 6

Организационно-методическая документация психолога в образовательном учреждении …………………………………………………………………… 9

Заключение …………………………………………………………………… 11

Список используемой литературы ………………………………………….. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Конец ХХ века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года. По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и тому подобное. Появляется психологическая служба.

    Цель  психологической службы - обеспечение  психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие о психологической  службе в образовательном  учреждении 

    Психологическая служба в образовательном учреждении - специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельность педагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе образования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательным учреждениям. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы школы: психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция, психологическое консультирование.

    Психодиагностика  направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного  и школьного детства, выявление  индивидуальных особенностей, определение  причин нарушений в учении и поведении. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.

    Психопрофилактичекая  работа направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.

    Задачи  развивающих и психокоррекционных направлений определяются ориентацией  психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности. Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.

    Основная  идея психологической службы - идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических  условий для успешного обучения и психологического развития.

    Главный принцип организации психологической службы - системность, то есть психолог должен реализовывать все функции и делать это систематически (составить рабочий план). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нормативно-правовые документы, регулирующие психологическую службу 

    Как и любая другая деятельность, деятельность психолога в образовательном учреждении регламентируется определенными законодательно-правовыми актами и нормативными документами.

    Это тип документации, представляющий собой  совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

    В перечень нормативной документации педагогов-психологов  входят:

Международные,  например, Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

    • Конституция РФ;
    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);
    • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
    • Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
    • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
    • Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.) и другие документы.

Региональные:

    • Положение о службе практической психологи  образования Пензенской области;
    • Статус практического психолога образования Пензенской области;
    • Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
    • Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении и прочие.

    В том числе в деятельности психолога  в образовании имеется специальная  документация. Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К такой специальной документации относятся:

  1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
  2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
  3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
  4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
  5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
  6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.

    Из  вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организационно-методическая документация психолога в образовательном учреждении 

    Важным  компонентом профессиональной дельности  педагога-психолога в образовательном  учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.

    В основу всей документации заложены следующие  принципы.

 Документация  педагога-психолога должна:

 — основываться на имеющихся основных нормативных  документах Министерства образования  РФ;

 — охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;

 —  отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;

   —  быть ориентированной на  учет отдельных единиц деятельности  и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;

 — отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;

 — ориентироваться  на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного  к ребенку и семье;

 — обладать определенной унификацией как для  деятельности психолога с «условно-нормативными»  детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;

 — быть не громоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.

    В организационно-методическую документацию входят:

  1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
  2. График работы.
  3. Годовой план работы
  4. Журналы учета видов работы:

    - диагностика;

    - консультирование; 

    - развивающая  и коррекционная работа (индивидуальная);

    - развивающая  и коррекционная работа (групповая);  

    - просветительская  работа;

    - организационно-методическая работа;

    - экспертная  работа.

  1. Программы коррекционно-развивающих  занятий и учебных курсов.
  2. Альбом диагностических методик.
  3. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
  4. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
  5. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Таким образом, практическая психология –  это весьма сложная и ответственная  область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально – этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесение ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

    Педагог-психолог должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные и правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека и другие.

    Пакет документации педагога-психолога позволит отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года. Благодаря наличию всего объема информации он может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные и планировать дальнейшую профессиональную деятельность. 
 
 
 

Информация о работе Психологическая служба в образовательном учреждении