Психологическая помощь тяжело больным и умирающим

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:04, реферат

Описание работы

Цель работы раскрыть тему Психологическая помощь тяжело больным и умирающим.

Для раскрытия данной темы рассмотрим следующие вопросы:

- Психологические переживания тяжелобольного;

- Беседа с умирающим человеком.

Содержание

Введение 3
1 Психологические переживания тяжелобольного 4
2 Беседа с умирающим человеком 8
Заключение 12
Библиографический список 14

Работа содержит 1 файл

Психология критических ситуаций Психологическая помощь тяжело больным и умирающим.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

       Когда пациент категорически требует  сказать, сколько ему осталось жить, представляя самые разные, нередко  достаточно рациональные аргументы, окружающие должны стараться понять, почувствовать, что скрыто за этими словами. Часто безоглядная смелость является мнимой. Требуя высказать все до конца, пациент не очень представляет свою реакцию на жестокую правду. Иногда нетрудно заметить, что его требование носит скорее формальный характер, и он вовсе не желает получить точный ответ, поскольку это лишает его надежды.

       Последовательность  реакций неизлечимо больных людей  на приближающуюся смерть описывает  модель Kubler-Ross:

  1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание дает возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.
  2. Злоба. Она чаще всего выражается вопросами: «Почему я?», «Почему это случилось со мной?», «Почему меня не услышал Бог?» и т.п.
  3. Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.
  4. Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.
  5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

       Прохождение отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека. Важнейшей стадией преодоления страха смерти, по мнению ряда авторов, является отрицание. Отрицание действует подобно морфию – не устраняя причины заболевания, оно уменьшает боль. Отрицание облегчает душевные страдания за счет сокрытия реальности. Действие защитного механизма происходит бессознательно, его интенсивность и характер не у всех одинаковы. Иногда некомпетентный доктор пытается бороться с психологической защитой пациентов, высмеивая абсурдность их фантазий (пациенты с неизлечимой болезнью порой усматривают признаки выздоровления, начинают строить далеко идущие планы и т.п.). На самом деле проявляется совершенно естественная и обоснованная реакция умирающего на страх смерти. «Развенчание» искаженной картины болезни уместно при других заболеваниях (например, отрицание болезни при инфаркте миокарда может стоить пациенту жизни).

       С помощью отрицания создается иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что пациент действительно не знает о приближении смерти. Скорее можно думать, что он выбирает незнание или, иначе говоря, предпочитает оставаться в неведении. На бессознательном уровне пациент чувствует, какова ситуация в действительности, но склонен игнорировать ее. Следует отметить, что использование отрицания бывает успешным, т.е. выполняет свои функции только тогда, когда никто из окружающих людей не использует этот механизм защиты.

       Обычно  же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны игнорировать истинное положение дел, потому что тоже испытывают страх перед смертью и не знают, как разговаривать с человеком, которому осталось недолго жить. Тем  самым они мешают пациенту воспользоваться механизмом отрицания. Когда окружающие начинают говорить о том, что все будет хорошо и пациент выздоровеет, тревожность у пациентов увеличивается, и часто такие «игры» близких становятся для него признаком полной безнадежности его состояния.

       Умирающий человек способен понять свое положение  и нередко хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных попыток утешить. Поэтому консультанту или врачу следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях умирающего и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать пациента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья2.

 

       

Заключение

 

       В заключение перечислим несколько важных принципов, которые следует учитывать  в работе с умирающим человеком:

  1. Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.
  2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
  3. На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.
  4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.
  5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.
  6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
  7. Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, – это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

       Людям, которые общаются с умирающим  и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профессиональной катастрофой.

 

       

Библиографический список

 

       1. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование в прикладной психологии / М.К. Тутушкина . М. Дидактика-плюс 1999. 352 с

       2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. Библиотека психологии и психиотерапии. М Независимая фирма Класс. 2001. 336 с.

       3. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек. СПб: Речь М 2007. 256 с.

       4. Уильямс Б. Случай Макропулоса: размышление о скуке бессмертия //Проблемы человека в западной философии: переводы / Общая ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс 1988. 552 с.

       5. Токарева Н.Т. Бессмертие благо или зло / Н.Т. Токарева //Человек и окружающая среда. №3 2005. 34 – 40 с.

       6. Неретина С.С. Смерть как условия бессмертия / С.С. Неретина // Человек №4 2002. 48 - 62 с.

       7. Найдыш В.М.Концепции современного естествознания: / В.М. Найдыш. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 600 с.

       8. Харрис Дж. Сканирование горизонта: этические проблемы бессмертия / Дж Харрис // Человек 2002. №3  5 - 12 с. 

Информация о работе Психологическая помощь тяжело больным и умирающим