Психологическая
подготовка нововведений.
Деятельность, связанная
с осуществлением нововведений, является
одним из важнейших и одним из самых интересных
процессов в управлении предприятием.
Из определений
термина «нововведение» можно выделить
два значения: предметное и процессуальное.
В первом случае к нововведениям можно
отнести любую деятельность, идею или
вещественный результат, являющийся новым
в силу своего качественного отличия от
существующих. Т.е. нововведение — это
то, что качественно отличается от предыдущего.
В этом значении используются и такие
понятия, как «положительный опыт» «новшество».
В качестве процесса нововведение — это
создание, освоение и распространение
разного типа новшеств. В качестве синонимов
данного слова используются термины «инновационный
процесс», «инновация». Также к нему близки
понятия «изменения», «обновление», «перестройка,
«реорганизация», «положительный опыт».
Нововведения
является одним из главных средств развития
организации. Однако при внедрении нововведений
возникают различные психологические
барьеры. Психологический барьер - следствие
несоответствия внешних воздействий (раздражителей)
внутреннему содержанию (интересам, потребностям,
направленности личности и т.д.), через
который формируется негативное отношение
к «раздражителям», стремление защититься
от него. К ним можно отнести:
- барьер перестраховки:
состоит в том, что подчиненные опасаются
отрицательных последствий нововведения.
В основе данного барьера лежит проявляющийся
в ряде фирм, организаций административно-командный
стиль управления, пресечение инициативы,
стремление оценивать работников не по
способностям и результатам, а по личной
преданности и исполнительности. Основное
средство преодоления данного барьера
- перестройка стиля и методов работы управленческих
кадров, изменение критериев оценки подчинённых.
- барьер навыка,
привычки, традиции: такой барьер чаще
всего возникает у людей с продолжительным
трудовым стажем работы на одном месте.
Молодые сотрудники легче и быстрее могут
приспособиться к нововведениям и привыкнуть
к новым условиям работы, активнее вовлекаются
в борьбу за достижение новых целей.
- барьер идиллии:
сотрудники, имеющие хорошее материальное
положение, которые полностью удовлетворены
условиями и результатами труда, стараются
не рисковать, предпочитают спокойствие,
несамокритично оценивают положение дел.
Лозунгами таких сотрудников могут быть:
"Я скромный", "Не лезу и не высовываюсь",
"Мне и того достаточно, чего я достиг"
и т.п. Борьба с этим барьером - одно из
условий ускорения процесса перестройки
деятельности коммерческих структур в
новых условиях.
- барьер боязни
потери вознаграждения: будущие технические,
технологические или организационные
изменения вызывают у отдельных сотрудников
боязнь снижения зарплаты, премий. В итоге
их активная деятельность сковывается.
Поэтому для таких людей необходимо раскрыть
перспективы повышения уровня материального
благополучия, профессионального роста
и мастерства.
- барьер изменения
места работы: многие сотрудники боятся,
что в результате нововведения произойдет
сокращение штатов или перемещение на
другую должность.
- барьер «шефа»:
возникает из-за того, что сотрудники неуверенны
в способности руководителей справиться
с новыми задачами (недостаточная профессиональная
подготовка, компетенция, организаторские
способности и др.).
- барьер увеличение
нагрузки: нововведения, как правило, ведут
к расширению производства труда, сопровождают
повышение интенсивности воспринимаются
работниками как увеличение нагрузки,
которое в свою очередь приводит к негативному
отношению к ним. Помочь может убежденность
в том, что нововведение обеспечит повышение
конкурентных позиций организации на
рынке, будет гарантировать повышение
заработной платы и сохранение рабочих
мест.
Однако и действующие
порядки могут формировать психологические
барьеры, так как перестают удовлетворять
людей по тем или иным причинам. Поэтому
руководитель должен иметь представление
и о других типичных реакциях сотрудников
на нововведения.
Помимо психологических
барьеров можно выделить следующие
возможные психологические реакции:
- принятие
нововведения и активная помощь в его
реализации;
- пассивное
принятие нововведения, которое происходит
под давлением обстоятельств или социально-психологических
массовых явлений, выражающимся в подражании
и внушении;
- пассивное
неприятие нововведения, когда сотрудник
занимает выжидательную позицию для внимательного
изучения отрицательных сторон нововведения;
- активное
неприятие нововведения, когда сотрудники
выступают против, апеллируя к опыту
и теории;
- активное
неприятие, когда происходит противодействие
нововведению, т.е. неприятие действиями
и поступками;
- позиция,
представляющая собой вышеперечисленные
позиции: нововведение частично принимается,
но в тоже время и отвергается.
Отношение к
нововведениям может быть спрогнозировано
и по общему уровню удовлетворенности
сотрудников. В высокоразвитом и удовлетворенном
коллективе сотрудники активнее и охотнее
поддерживают нововведения. В другом случаем
происходит неприятие.
Для того, чтобы
сформировать позитивное отношение коллектива
необходима специально планируемая система
мер по подготовке к осуществлению нововведений.
Самое большое значение имеют диагностические,
развивающие и тонизирующие методы:
- диагностические
методы - методы, с помощью которых
изучаются личность и коллектив, фиксируются
психические состояния, состояния знаний,
умений и навыков исполнителей нововведений,
социально-психологический климат, развитие
сотрудничества и другие характеристики
личности и коллектива. Данные, которые
получают с помощью этих методов, служат
индикаторами, указывающими на отношение
исполнителей к нововведениям.
- Развивающие
методы – направлены на формирование
новых качеств и свойств у личности и коллектива,
адекватных нововведению. Чтобы эти методы
были эффективны, необходимо иметь модельное
представление о тех отношениях, которые
должны быть сформированы в результате
нововведений. Т.е. при планировании самих
нововведений необходимо планировать
и предугадать развитие самочувствия,
отношений людей при нововведениях. Развивающие
методы помогают достижению психологических
и социально-психологических целей.
- Тонизирующие
методы - методы поддержки, одобрения,
участия. Они менее действенны, чем первые
две группы методов, но могут дать эффект
в течение непродолжительного времени,
хотя в стрессовых ситуациях они способны
сдерживать развитие негативной мотивации
в тех или иных обстоятельствах, которые
возникают вследствие нововведения.
Формирование
психологической готовности к нововведению
является основной целью любого руководителя.
Психологическая готовность - это устойчивое
психическое состояние личности или коллектива,
образующееся вследствие осмысления содержания
и значимости нововведения и выражающееся
в позитивно активном отношении к нововведению.
Выделяют следующие
составляющие психологической готовности:
- осознание
производственной и экономической необходимости
нововведения;
- осознание
значимости нововведения для коллектива;
- осознание
способов личного включения в осуществление
нововведения.
Участие коллектива
в подготовке нововведения, подбор
исполнителей нововведения, подбор стимулов
значительно влияет на формирование психологической
готовности.
Нововведение
обязательно должно быть заранее
рассмотрено и оценено коллективом.
Более эффективно внедряются те нововведения,
которые предварительно обсуждены
в коллективах и в содержательном, и в
процессуальном аспектах, и еще эффективнее
те, которые представляют собой инициативу
коллектива.
Успех во многом
зависит от подбора исполнителей
и разработчиков нововведений, обладающими
выраженной психологической готовностью
к нововведению, высокоразвитой способностью
к обучению, эмоциональной устойчивостью,
развитой способностью обучать других,
авторитетом в коллективе. Эта зависимость
особенно заметна в самом начале осуществления
разработки нововведения.
При осуществлении
нововведений следует обратить внимание
на стимулы. Должно стимулироваться не
только повышение производительности
труда, но и развитие у коллектива психических
свойств, которые понижают ее сопротивляемость.
Поэтому осуществляются следующие приемы
стимулирования исполнителя нововведений:
- преобладание
положительного подкрепления - отрицательное
подкрепление, т.е. наказание, не исключается,
но оно должно быть связано с теми сторонами
деятельности, которые уже усвоены ранее
или в процессе осуществления нововведения.
Порицание за весь объем деятельности,
включающий и ту, которая относится к нововведению,
не дает по существу стимулирующего эффекта.
- усиление
стимулирующего компонента контроля за
деятельностью исполнителя: контроль
должен быть обязательно обучающим и вместе
с тем стимулирующим в любых обстоятельствах.
В условиях нововведения значимость контроля
возрастает. По существу, стимулирующий
эффект должен предшествовать самим действиям
контроля.
- обращение
особого внимания на моральное стимулирование,
т. к. оно быстрее вызывает лучший психологический
эффект, чем материальное. Кроме того,
моральное стимулирование динамичнее,
диапазон его шире, оно может быть формализованным
и неформализованным. Необходимо обратить
внимание на особую значимость стимулирования
со стороны референтной по отношению к
исполнителю группы.
- усиление
стимулирующей значимости передового
опыта, особенно опыта хорошо известных
исполнителям людей в идентичных условиях.
В данном случае передовой опыт играет
роль примера поведения.
- стимулирование
содержанием работы - у этого вида стимулирования
большие возможности. Обогащение содержания
труда необходимо увязывать с личными
интересами исполнителей нововведения.
Очень часто
причиной неприятия нововведений является
непонимание сотрудниками причин осуществления
преобразований в организации. Поэтому
при информировании сотрудников следует:
• объяснить
причины установления нововведений
– люди, уверенные в том, что нововведение
имеет значимость в общественной и профессиональной
сфере, даст позитивный эффект в работе.
Уверенность в этом является предпосылкой
к устранению психологических барьеров;
• сообщить, что
необходимо делать в процессе нововведения,
к каким результатам организация стремиться
и к какому сроку необходимо достичь поставленных
результатов;
• разъяснить условия,
в которых будет происходить выполнение
программы, акцентировать внимание на
возможных препятствиях и раскрыть способы
и пути их преодоления;
• показать, как
будет реализовываться нововведение,
какая помощь будет оказываться в процессе.
Одновременно с
этим должна осуществляться мобилизация
персонала, активация мотивов общественной
значимости, должностной карьеры, материальной
заинтересованности, возможности профессионального
рост и т.д.
Будет целесообразно
осуществить профессионально-психологическую
подготовку персонала к работе в новых
условиях, потребность в которой обусловлена
необходимостью повышения профессионального
мастерства сотрудников и преодоления
психологических барьеров.
Нововведения
носят динамический характер, они развиваются
во времени и имеют определенные стадии
(фазы). Управлять инновационным процессом
означает оказывать целенаправленное
воздействие на субъекты новшества на
каждой фазе.
Правильное вызревание,
обоснование и осуществление нововведений
должно охватывать следующие фазы:
- подготовительная
фаза - предполагает осознание потребности
в изменениях, формулировку проблемы,
идеи преобразования, определения их уровня
и сложности, оценки сил, которые способствуют
и могут помешать им;
- фаза «размораживания»
ситуации - она охватывает информирование
о планируемых преобразованиях, привлечение
к их подготовке лиц, которых оно касается,
оказание им помощи и поддержки, для того
чтобы привыкнуть к идее нововведения;
- осуществление
преобразований - происходит реализация
программы нововведений, организация
необходимой поддержки и обучения персонала,
мониторинг реальных изменений;
- фаза «замораживания»
нововведения - направлена на закрепление
нововведения и предусматривает осуществление
организационно-управленческих действий
с целью выявления и устранения негативных
побочных результатов, незапланированных
эффектов, поощрение людей, принявших
новую модель поведения;
- оценка изменений
- проводится описание полученных результатов,
фиксируются мысли как сторонников и противников
нововведения, которые являются незаменимым
источником информации об их эффективности.
Нововведения
связаны с проблемой ответственности
за их последствия, особенно если преобразование
не привело к положительным результатам.
Недопустимой считают практику, при которой
должностное лицо, непосредственно отвечающее
за нововведения, подает в отставку и таким
образом избегает ответственности.