Психологическая основа счастья

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

Каждый человек, наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени, внутренне переоценивая для себя это понятие.

Тема счастья столь же сложна, сколь и бессмертна. Вряд ли среди наиболее известных философов мы найдём много таких, которые тем или иным образом не затрагивали бы её. Что такое счастье, что является его источниками, а что - способно лишь создать некоторую его иллюзию - вот одни из немногих вопросов, на которые столетиями искались ответы. В зависимости от них складывались различные направления (например, гедонизм и эвдемонизм), однако, окончательного мнения так и не было сформировано.

Содержание

Введение……………………………………………………. стр.2
Проблемы исследования счастья………………….……… стр.2-5
Что такое счастье? ………………………………………… стр.5-6
Способ достижения счастья………………………………. стр.6-7
Самореализация, как путь к достижению счастья……….. стр.7-8
Функции счастья…………………………………………… стр.8-10
Современные теории счастья……………………………… стр.10-14
Список литературы…………………………………………. стр.15

Работа содержит 1 файл

Аникина Светлана. 2 курс, 4 группа.docx

— 35.69 Кб (Скачать)

Кроме этого, состояние  счастье часто сопровождается ощущением  энергии и силы. Счастливый человек  чувствует в себе активность и  наличие сил для продуктивной деятельности, поэтому можно утверждать, что счастье действительно является той движущей силой, которая толкает  человека на смелые поступки, на выполнение различных видов деятельности, в  том числе и созидающей творческой деятельности. Счастье порождает  чувство свободы, легкости, воодушевления.

Также счастье  играет огромную социальную роль, помогая  в установлении контактов, в формировании чувства привязанности и ответственности  за окружающий мир. Счастливые люди часто  оказываются хорошо адаптированными  к условиям окружающей среды. Их поведение  усложняется, становится более разнообразным. Приятная эмоциональность счастливых людей вызывает симпатию окружающих.

И наконец, счастье  выполняет биологические функции. Когда человек прибывает в  состоянии счастья, все системы  его органов функционируют легко и свободно, а разум и тело находятся в расслабленном состоянии. Радостные переживания во время болезни, как правило, ускоряют процесс выздоровления.

Современные теории счастья.

 К настоящему моменту существует несколько основных групп современных теорий, раскрывающих природу возникновения счастья. С одной стороны, они являются теоретическим  обобщением  всего накопленного материала по данной проблеме, начиная со времен античности, с другой - они базируются на современных практических исследованиях.

Телическая теория (теории целей и потребностей).

Телическая теория утверждает, что счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность. Теория потребностей утверждает, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые человек стремиться удовлетворить. Эти потребности могут быть как осознанными, так и неосознанными. В любом случае человек начинает себя чувствовать счастливым после осуществления своих желаний. В противоположность теории потребностей, в теории целей предполагается осознанность желаний. Личность осознанно пытается достичь некоторых целей, и счастье возникает в случае их достижения. Цели и потребности могут соотноситься, например, лежащие в основе потребности могут побуждать к постановке определенных целей. Потребности могут быть универсальными, как у Маслоу, или же они могут значимо отличаться для различных людей, как у Мюррея. Тем не менее, общепризнанным является то, что удовлетворение потребностей, реализация целей, желаний ведет к возникновению ощущения счастья.

Теория  наслаждения и  боли.

Представление о том, что достижение целей и  удовлетворение потребностей ведет  к субъективному ощущению счастья, поднимает  тему тесной взаимосвязи  удовольствия и боли. Предполагается то, что индивид испытывает ту или  иную потребность или цель только в том случае, если ему чего-то не достает в его жизни. Таким  образом, все формулировки потребностей и целей предполагают отсутствие или депривацию желаемого в качестве предшественника субъективной удовлетворенности. Центральным положением этого подхода  является следующее: чем сильнее  депривация, тем больше наслаждение  по достижении желаемой цели.

По мнению Татаркевича, представление о том, что удовольствие и боль (состояние счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто испытывает наиболее интенсивно удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции.

Еще одним доказательством  того, что удовлетворение и боль взаимосвязаны, является подробное рассмотрение психологических затрат и вовлеченности в поставленную цель. Если человек имеет значимую цель и потратил много сил на ее достижение, то неудача будет причиной разочарования, а удача - ощущения счастья. Но если индивид не был особенно заинтересован в достижении цели, то и неудача не станет причиной сильного неудовлетворения. В терминах Татаркевича: при увеличении источников удовольствия автоматически увеличиваются и источники боли. Интересной теорией, предполагающей взаимосвязь удовольствия и боли является теория обратного эффекта Соломона. В соответствии с ней потеря чего-то хорошего вызывает состояние несчастья, а потеря чего-то плохого, наоборот, ведет к счастью. При этом субъект будет привыкать к плохому или хорошему для него объекту и таким образом уменьшать это субъективное ощущение счастья или несчастья. 

Нисходящая  и восходящая теории.

Сторонники восходящей теории считают, что субъективное ощущение счастья есть сумма некоторого числа  маленьких удовольствий (сумма мелких позитивных переживаний). Счастливая жизнь  в целом представляет собой накопление счастливых моментов. Сторонником такого подхода был Дж. Локк. В противоположность  этому подходу « нисходящая»  теория опирается на теоретическое  допущение о том, что для субъективного  переживания состояния счастья  определяющей является установка на отношение (позитивное или негативное) и эта установка определяет характер взаимодействия индивида и внешнего мира. Т. е. человек может быть счастлив  в той или иной ситуации по причине своей оптимистической установки,  а несчастлив по причине пессимистической установки, вне зависимости от реального характера вещей.

Этот подход к счастью базируется на опосредующем влиянии личностных установок  на осмысление тех или иных событий  жизни человека. Например, некоторые  люди в состоянии интерпретировать большинство событий, происходящих с ними, позитивно.

Теории  сравнения.

Теории сравнения  рассматривают счастье как результат  сравнения актуальных условий и  принимаемыми личностью нормами. Если актуальные условия превышают стандартные  с точки зрения личности, то тогда  человек воспринимает свою жизнь  как удовлетворяющую его и  счастливую. С помощью этой теории невозможно предсказать, какие события  воспримет человек как позитивные или негативные, но можно предсказать  возможные воздействия, производимые этими событиями.

В теории социального  сравнения Карпа и Михалоса референтная группа определяет стандарт, воспринимаемый личностью в качестве  субъективной нормы. В теории адаптации Брикмана прежняя жизнь человека рассматривается в качестве стандарта. Если настоящая жизнь человека превышает этот стандарт, то он будет испытывать ощущение удовлетворенности жизнью и счастье. Человек может сам установить этот стандарт исходя из собственной концепции или из установок родителей. Несмотря на то, что в разных ситуациях стандарты могут устанавливаться различными путями, они будут являться основой сравниваемых условий.

Ассоцианистические теории.

Существуют также  модели, в которых делаются попытки  объяснения взаимосвязи счастья  и свойств темперамента. Многие из этих теорий основываются на исследованиях  ассоциативных связей памяти, феномена «обусловленного вызывания эмоций»  на когнитивных принципах, и  могут  быть собраны под широкой рубрикой ассоцианистских моделей.

Теория  деятельности.

Теория деятельности утверждает, что счастье - это сопутствующий продукт человеческой деятельности. Например, удовлетворенность от восхождения не гору может быть выше, чем достижение вершины. Сегодня теории деятельности рассматривают деятельность в самом широком смысле. Например, хобби, социальные взаимоотношения.

Очень распространено в этих теориях убеждение, что  осознанная деятельность уменьшает  субъективную удовлетворенность. Для  достижения счастья необходима концентрация усилий на достижении целей и задач, а счастье при этом является побочным продуктом.

Наиболее ярким  примером теории деятельности является теория Чиксентмихали. В соответствии с ней деятельность приносит удовлетворение, если личностные способности соответствуют необходимым способностям для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то возникает скука, если же слишком сложны, возникает тревожность. Жизнь будет наиболее счастливой, если они вовлечены в интересную и увлекательную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  • Леонтьев Д.А. Переживание счастья как зависимая переменная в психологических исследованиях // Психология психических состояний. Вып. 6. / под ред. А.О. Прохорова. Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2005.
  • Фетискин И.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007.
  • Войтко В.И. Психологический словарь. К., 1982.
  • Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

Информация о работе Психологическая основа счастья