Психологическая направленность: понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Цель работы – рассмотреть психологическую направленность, понятие и структуру.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1.Психологическая направленность: понятие и структура……………...4
Заключение………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

психологическая направленность, понятие и структура.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

      С мировоззрением связано формирование системы убеждений – устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения – это знания, ставшие принципом деятельности.

      Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

      Другой  подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения  и деятельности.

      Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

      Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в  отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих  способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

      1. Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

      2. Эмоциональные черты характера  - устойчивые индивидуально-типологические  особенности непосредственного,  спонтанного регулирования поведения.

      3. Интеллектуальные черты характера  - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

      Характер  каждого человека представляет собой  богатейшую палитру красок, тонов  и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

      Но  главное в человеке – это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации [4, c. 16]. 

      Заключение 

      Итак, характер состоит из двух групп свойств  – мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

      Исполнительская же сфера личности – особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера – с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

      Наряду  с отдельными чертами характера  можно выделить общий способ адаптации  личности к действительности – тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

      Типы  характера:

      1. Гармонически целостный тип, хорошо  адаптируемый в различных ситуациях.  Этот тип характера отличается  устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

      2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

      3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

      4. Вариативный тип, адаптирующийся  к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований.

      Итак, характер - это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

  1. Бодалев А.А. Психология личности. М.,1988
  1. Введение  в общую психологию/Под ред. А.В. Петровского. М.,1995
  1. Гамезо  М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.  М.,1986
  1. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2008
  3. Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2009
  4. Рейнвальд Р.С. Психология личности. Монография. Изд. УДН, 1987

Информация о работе Психологическая направленность: понятие и структура