Психологическая характеристика темперамента, проявление основных его свойств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми – различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения, деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Так, один человек сдержан, уравновешен, эмоционально невыразителен, его движения скупы, речь замедленная. Другой, напротив, подвижен, оживлен, активен, энергичен. Динамические особенности третьего как бы маскируются умениями и навыками и проявляются лишь в определенных ситуациях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Понятие о темпераменте……………………………………………………….4
2. Психологическая характеристика темперамента, проявление основных его свойств……………………………………………………………………………..6
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности……………………...10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

к.р психология.docx

— 31.97 Кб (Скачать)

     Стиль деятельности выступил на первый план и при сравнении результатов  работы водителей автобусов –  представителей сильной и слабой нервной системы. Не имели аварий и серьезных нарушений не «сильные», как следовало бы надеяться, а  «слабые» водители. Последние больше внимания уделяли планированию и  организации своей работы: своевременно «проигрывали» маршрут, особенно на сложных участках дороги, чаще проводили  технический осмотр автомобилей.

     В общем, индивидуальный стиль деятельности склоняется к так называемому  среднему типу. Его существование  было установлено во время повторных  измерений свойств нервной системы (лабильности, подвижности, динамичности) в одних и тех же исследованиях. Выявилось, что среди групп с  высокими, низкими и средними результатами в первом исследовании в дальнейшем наиболее стабильной выявилась средняя  группа, тогда как показатели полярных групп изменялись по отношению с  исходным уровнем в сторону показателей  «средних». Одновременно именно от исходного  уровня зависела динамика (направление, величина и скорость) разных психических  явлений (от простых реакций до структуры  общения). Поэтому стиль деятельности пришлось изменять именно представителям полярных групп.

     Во  всех упомянутых случаях индивидуальный стиль деятельности имеет как  бы компенсаторное значение: уравновешивает качества индивида с требованиями его  профессии. В действительности, когда  такие требования становятся достаточно высокими (предусматривают быстроту реагирования или большую временную  длительность) индивидуальный стиль  может не выработаться.

     Например, для овладения навыками жонглирования  необходимо такое качество нервной  системы, как подвижность, поэтому  жонглерами не могут стать носители инертной нервной системы. Еще большее  значение имеет лабильность: лабильные индивиды научаются жонглировать вдвое-трое быстрее, чем подвижные. В конце первого курса «инертные» ученики циркового училища жонглировали лишь 3-4 предметами, тогда как лабильные – 5-7.

     Таким образом, существует круг профессий, которыми невозможно успешно овладеть только за счет индивидуального стиля деятельности. Очевидно, что такие свойства темперамента, как высокая тревожность, ригидность, эмоциональность, низкий темп реакций, не способствуют успешности в экстремальной  деятельности, которой, например, является деятельность диспетчера в аэропорту, железной дороге или на предприятиях больших энергосистем; летчика-испытателя; космонавта; горного спасателя. Это  относится к спортсменам международного класса, которые во время соревнований испытывают чрезвычайное напряжение физических и психических сил. Здесь необходима профессиональная пригодность –  совокупность определенных свойств  темперамента индивида, обуславливающие  успешность сложной профессиональной деятельности.

     Что же касается учебной деятельности, то поскольку она не относится  к экстремальным видам деятельности, то она несет на себе опосредованное влияние свойств нервной системы  и темперамента.

     М.Р. Щукин проводил эксперименты с целью  проследить, существует ли зависимость  между ходом ориентировочной  деятельности, исполнительной деятельности и подвижностью нервных процессов  при усвоении начальных умений и  навыков в работе.

     Выполнение  поставленного перед учащимися  задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности и  умелых исполнительных действий, протекало  по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента. Учащиеся с  высокой подвижностью нервных процессов  выполняли задание быстрее, чем  инертные. По мере повторения действий различия уменьшались, становясь несущественными. Процесс усвоения у инертных более  растянут во времени. Сравнивая способ выполнения действий у подвижных и инертных получены такие результаты: у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, однако очень часты пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его; у инертных – медленное усвоение, а также выполнение задания является нежелательным, но пунктуальность выполнения усвоенного задания является ценным свойством.

     Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т.е. влияющие на протекание главных действий1.

     Функция вспомогательных действий заключается  в организации условий для  выполнения главных действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т.п. По числу и типу вспомогательных  действий существуют значительные различия между людьми, даже при условии, что  они обладают одинаково высокой  мотивацией и все в равной степени  стремятся к хорошим результатам. Как у взрослых, так и у учеников, стиль деятельности проявляется  только в тех ситуациях, где существует свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих  к достижению цели. Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких  изменений, то это, как правило, ведет  к снижению производительности его  труда, а часто даже к деструктивному поведению. Таким образом, навязывание  определенной модели деятельности может  отрицательно сказаться на результатах  этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному  стилю деятельности 

Заключение

     Суммируя  вышесказанное, можно сделать следующие  выводы:

     Темперамент – это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности  динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью  возникновения, устойчивостью и  силой протекания психических процессов.

     Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические  процессы: познавательные, эмоции и  чувства, волю. Они обнаруживаются в  особенностях общения и деятельности.

     Темперамент характеризует динамику психических  процессов и состояний личности по определенным признакам – сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, эксраверсии и интроверсии. Эти  свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.

     Различие  людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов  в различных сферах деятельности.

     Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим  темпераментом, умел приспособить его  к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле  деятельности.

     Индивидуальный  стиль деятельности – это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие  ее результаты. Важными условиями  формирования индивидуального стиля  деятельности являются:

  • выяснение типов нервной системы и темперамента с оценкой выраженности их психологических свойств;
  • выявление совокупности сильных и слабых свойств;
  • свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих к достижению цели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использумой литературы

  1. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1990.-301с.
  2. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М. Изд-во МГУ, 1982. – 318 с.
  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: прогресс, 1982. – 230 с.
  4. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность, Москва, "Наука", 1984.
  5. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.

Информация о работе Психологическая характеристика темперамента, проявление основных его свойств