ОСНОВНЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
Абсолютный
порог ощущений – минимальная
величина раздражителя, дающая заметное
ощущение.
Абсолютная
чувствительность – способность
ощущать едва заметные, слабые раздражения
(определяется величиной стимула, при
котором начинается ощущение).
Апперцепция
- зависимость восприятия от устойчивых
особенностей личности и её прошлого
опыта.
Бессознательное
– совокупность психических процессов,
свойств состояний и механизмов действительности
которые при воздействии на человека им
не осознаются и не рефлексируются.
Верхний
абсолютный порог чувствительности
– величина раздражителя, при
котором ощущение либо исчезает, либо
качественно меняется (например, превращается
в болевое, как это бывает при
увеличении громкости звука или
яркости света). Максимальная величина
раздражителя, которую анализатор способен
воспринимать адекватно.
Восприятие
- отражение предметов, ситуаций и
событий, возникающее при непосредственном
воздействии на органы чувств, в
ходе которого происходит упорядочение
и объединение отдельных ощущений
в целостные образы вещей и
событий.
Защита
психологическая – защитный механизм,
представляющий собой особого рода
психологическую активность, реализуемую
в форме специфических приёмов
переработки информации которые
помогают предотвратить потерю самоуважения,
сохранить самооценку личности и
избежать разрушения единства «Я-образа»
Интроспекция
– самонаблюдение, исследование собственных
мыслей, чувств и ощущений.
Нервная
система - совокупность нервных образований,
с помощью которых осуществляется
восприятие действующих на организм
раздражителей, обработка возникающих
при этом импульсов возбуждения,
формирование ответных реакций.
Нижний
порог чувствительности – минимальная
величина раздражителя, впервые вызывающая
едва заметные ощущения
Ощущение
- отражение человеком отдельных
свойств, предметов и явлений, при
их непосредственном воздействии на
органы чувств.
Порог
ощущений – психологическая зависимость
между интенсивностью ощущений и
силой вызывающего раздражителя.
Психика
– функция мозга, заключающаяся
в отражении объективной действительности
в идеальных образах, на основе которых
регулируется жизнедеятельность организма.
Рефлексия
– самопознание субъектом внутренних
психических актов и состояний.
Механизм взаимопонимания, осмысление
субъектом того, какими средствами
и почему он произвел то или иное
впечатление на партнера по общению.
Сензитивность
– наименьшая сила внешних воздействий,
необходимая для возникновения ощущения
или психической реакции у человека.
Сознание
– форма освоения реальности, формирование
внутренней модели внешнего и внутреннего
мира при помощи абстрактных образов,
понятий, символов.
Самосознание
– способность человека выделять
самого себя как некоторую самостоятельную
и отличную от всего окружающего
реальность, как определенный образ
и символ «собственного Я», позволяющую
оценивать свои достижения и психические
характеристики не только с точки
зрения настоящего, но и будущего времени.
Практическое
задание
Психологическая
характеристика рабочей
профессии каменщика 5-го
разряда:
- Общая
характеристика профессии:
Каменщик
выполняет работы при кладке и ремонте
каменных конструкций зданий, мостов,
промышленных и гидротехнических сооружений.
Производит монтаж в каменных зданиях
железобетонных балок, плит перекрытий
и других сборных элементов, устанавливает
оконные и дверные коробки, подоконные
доски, производит конопатку и заливку
швов в сборных железобетонных конструкциях,
разбирает кирпичные своды всех видов,
ремонтирует кирпичные стены, производит
замену кирпичных и бутовых фундаментов
в зданиях, осуществляет монтаж вентиляционных
блоков. Использует ручные и механизированные
орудия труда (кельму, кирку, лопату, расшивку
и т.д.).
- Требования
к индивидуальным особенностям
специалиста:
Рабочая специальность
каменщика включает в себя следующие
профессиональные качества, способности,
навыки и умения, необходимые для
правильного выполнения производимых
работ:
- организаторские
способности – необходимые каменщику
для того чтобы он мог грамотно и удобно
организовать своё рабочее место или технологический
процесс, что в итоге непременно отразиться
на производительности труда и качестве
выполняемых работ;
- способность
контролировать свои эмоции – поскольку
каменщик работает не один, а в звене, то
он должен сдерживать свои эмоции, чтобы
не допускать возникновение конфликтных
ситуаций;
- развитое
пространственное мышление и воображение;
- высокий уровень
развития переключения, способность быстро
переводить внимание с одного предмета
на другой, а так же удерживать в центре
внимания несколько предметов и совершать
одновременно несколько действий;
ЛИЧНЫЕ
КАЧЕСТВА, ИНТЕРЕСЫ СКЛОННОСТИ:
- быть ответственным
– так как в процессе своей работы каменщик
несёт ответственность:
-
за ненадлежащее исполнение или
неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных должностной
инструкцией в пределах, определенных
трудовым законодательством Российской
Федерации;
-
за нарушение правил и положений,
регламентирующих деятельность
предприятия;
-
за причинение материального
ущерба в пределах, определенных
действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации;
-
за выполнение правил внутреннего
распорядка, правил ТБ и противопожарной
безопасности;
- организованность,
собранность;
- коммуникабельность;
- гибкость,
умение быстро реагировать на изменение
ситуации – так как технологический процесс
работы каменщика носит не постоянный
характер и зависит от многих факторов,
таких как погодные условия, приготовление
раствора, изменение в сроках строительства
и т.д.;
- умение быстро
восстанавливать работоспособность –
после технологического перерыва сразу
же включаться в работу, не снижая производительности
труда;
КАЧЕСТВА,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РАБОТЫ:
- неуверенность
в себе, нерешительность – в процессе
работы каменщик сам принимает важные
решения относительно своей работы, проверяет
точность выполнения и качество своей
продукции, не задаёт лишних вопросов
бригадиру и тем самым не снижает работоспособности
производства;
- безответственность,
неорганизованность, недисциплинированность;
- низкий уровень
развития организаторских способностей;
- склонность
перекладывать ответственность на других.
- Восприятие,
узнавание и различение тихих или разнообразных
шумов; -
- Восприятие, узнавание
и различие ритмов (напр. при проверке
работы моторов); -
- Распознавать
разницу во влажности материалов; +
- Различать различные
степени гладкости и неровности; -
- Различать с помощью
осязания толщину разных предметов; +
- Узнавать или
сравнивать различные степени сопротивления
или давления; +
- Узнавать или
различать основные цвета; -
- Оценка больших
промежутков времени (дни, недели, месяцы);
-
- Оценка коротких
промежутков времени (минуты, часы); -
- Оценка и различение
скорости и направления движущихся предметов;
+
- Оценка ускоренных
(замедленных) движений; -
- Оценка пространственного
соотношения предметов; +
- Оценка и сравнение
на глаз небольших расстояний (см., мм.);
+
- Оценка углов,
особенно прямых; +
- Быстро узнавать
небольшие отклонения от предписанной
формы (круг, прямой угол, квадрат, параллельность
двух линий); +
- Быстро узнавать
небольшую разницу в форме, величине, расположении
(сортировка); -
- Узнавать направление,
откуда исходит звук; -
- Быстро и правильно
читать; -
- Разбираться
в неясном почерке; -
- Понимать неясное
произношение; -
- Точно и наглядно
представлять себе предметы и их части
(черчение в уме, конструктивная фантазия);
-
- Понимать строение
и работу машин; -
- Пространственно
представлять себе предметы и представлять
себе проекцию на плоскость и разрез пространственных
предметов; +
- Быстро и верно
запечатлевать пространственные соотношения;
+
- Точная и продолжительная
память на фамилии виденные один раз или
редко; -
- Точно и уверенно
узнавать предметы по их форме и величине;
-
- Грамотно писать,
разборчивый почерк; -
- Выполнять грубые
и сильные движения; -
- Быстро узнавать
и различать неожиданные перемены в ритме
движения, быстро отвечать на эти перемены
определенными предписанными движениями;
-
- Сохранение работоспособности
при смене дневной и ночной работы;-
- Устойчивое внимание
на определенные повторяющиеся периоды
рабочего процесса; +
- Способность
сохранить величайшее напряжение внимания
в определенные моменты; +
- Быстро менять
направления внимания, готовность воспринимать
новые образы;-
- Сохранение работоспособности
при однообразной работе; +
- Способность
эффективно работать не по схеме, проекту,
самостоятельно вносить изменения;-
- Тщательно и эффективно
выполнять привычную работу; +
- Быстро приспосабливаться
к новым и непривычным условиям;+
- Самостоятельно
думать и распоряжаться, целесообразно
распределять отдельные фазы работы по
месту и времени;-
- Быстро принимать
решения в изменявшихся условиях;-
- Постоянство,
некапризность, независимость от настроения;
+
- Осторожность,
терпение, способность медленно и верно
двигаться к цели;-
- Энергичность,
способность оживлять работу и побуждать
к ней, сообщая другим свою волю;-
- Умение общаться
с подчиненными, быть с ними справедливыми;-
- Тактичность,
умение общаться с людьми различного
общественного положения, характера и
т.д.;-
- Способность
подчиняться, в точности выполнять распоряжения
и предписания; +
- Добросовестность,
чувство долга, исполнительность;+
- Самостоятельность,
способность не давать мешать себе работать
даже лицам начальствующим;-
- Малая внушаемость,
способность не поддаваться внешнему
влиянию;
- Ответственность,
желание и способность занимать ответственные
должности;-
- Способность
к самостоятельной организации, целесообразное
распределение работы между отдельными
подчиненными;-
- Самостоятельное
комбинирование, способность разбираться
в фазах процесса производства, отдельных
частях производственного процесса и
их взаимном соотношении;-
- Критическое
отношение к результатам своей работы;
+
- Критическое
отношение к результатам чужой работы;
+
- Способность
быстро замечать и исправлять ошибки в
работе; +
- Быстрый и уверенный
счет в уме;-
- Умение выражаться
устно и письменно;-
- Умение рисовать
и чертить;-
- Коротко и ясно
спрашивать и отвечать;-
- Способность
подробно описывать инструмент или приспособление;-
- Способность
показывать инструмент или приспособление
в разных видах, проекциях и давать пояснения;-
- Способность
влиять на людей при помощи постановки
их в конкретную ситуацию;-
- Умение копировать
чертежи и рисунки;-
- Выполнять работу
по чертежу;-
- Умение рисовать
с натуры, самостоятельно набрасывать
эскиз.-