Психологическая характеристика рабочей профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение.
Абсолютная чувствительность – способность ощущать едва заметные, слабые раздражения (определяется величиной стимула, при котором начинается ощущение).
Апперцепция - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

Работа содержит 1 файл

псих 1.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

      ОСНОВНЫЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

      Абсолютный  порог ощущений – минимальная  величина раздражителя, дающая заметное ощущение.

      Абсолютная  чувствительность – способность  ощущать едва заметные, слабые раздражения (определяется величиной стимула, при  котором начинается ощущение).

      Апперцепция - зависимость восприятия  от устойчивых особенностей личности и её прошлого опыта.

      Бессознательное – совокупность психических процессов, свойств состояний и механизмов  действительности которые при воздействии на человека им не осознаются и не рефлексируются.

      Верхний абсолютный порог чувствительности –   величина раздражителя, при  котором ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при  увеличении громкости звука или  яркости света). Максимальная величина раздражителя, которую анализатор способен воспринимать адекватно.

      Восприятие - отражение предметов, ситуаций и  событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, в  ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и  событий.

      Защита  психологическая – защитный механизм, представляющий собой особого рода психологическую активность, реализуемую  в форме специфических приёмов  переработки информации которые  помогают предотвратить потерю самоуважения, сохранить самооценку личности и  избежать разрушения единства «Я-образа»

      Интроспекция  – самонаблюдение, исследование собственных  мыслей, чувств и ощущений.

      Нервная система - совокупность нервных образований, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих  при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

      Нижний  порог чувствительности – минимальная  величина раздражителя, впервые вызывающая едва заметные ощущения

      Ощущение - отражение человеком отдельных  свойств, предметов и явлений, при  их непосредственном воздействии на органы чувств.

      Порог ощущений – психологическая зависимость  между интенсивностью ощущений и  силой вызывающего раздражителя.

      Психика – функция мозга, заключающаяся  в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма.

      Рефлексия – самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний. Механизм взаимопонимания, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

      Сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ощущения или психической реакции у человека.

      Сознание  – форма  освоения реальности, формирование внутренней модели внешнего и внутреннего  мира при помощи абстрактных образов, понятий, символов.

      Самосознание  – способность человека выделять самого себя как некоторую самостоятельную  и отличную от всего окружающего  реальность, как определенный образ  и символ «собственного Я», позволяющую  оценивать свои достижения и психические  характеристики не только с точки  зрения настоящего, но и будущего времени. 

 

 

      Практическое  задание 

Психологическая характеристика рабочей  профессии  каменщика 5-го разряда:

  1. Общая характеристика профессии:

     Каменщик  выполняет работы при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений. Производит монтаж в каменных зданиях железобетонных балок, плит перекрытий и других сборных элементов, устанавливает оконные и дверные коробки, подоконные доски, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях, разбирает кирпичные своды всех видов, ремонтирует кирпичные стены, производит замену кирпичных и бутовых фундаментов в зданиях, осуществляет монтаж вентиляционных блоков. Использует ручные и механизированные орудия труда (кельму, кирку, лопату, расшивку и т.д.).

  1. Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

           Рабочая специальность  каменщика включает в себя следующие  профессиональные качества, способности, навыки и умения, необходимые для  правильного выполнения производимых работ:

    СПОСОБНОСТИ:

  • организаторские способности – необходимые каменщику для того чтобы он мог грамотно и удобно организовать своё рабочее место или технологический процесс, что в итоге непременно отразиться на производительности труда и качестве выполняемых работ;
  • способность контролировать свои эмоции – поскольку каменщик работает не один, а в звене, то он должен сдерживать свои эмоции, чтобы не допускать возникновение конфликтных ситуаций;
  • развитое пространственное мышление и воображение;
    • высокий уровень развития переключения, способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а так же удерживать в центре внимания несколько предметов и совершать одновременно несколько действий;

    ЛИЧНЫЕ  КАЧЕСТВА, ИНТЕРЕСЫ СКЛОННОСТИ:

  • быть ответственным – так как в процессе своей работы каменщик несёт ответственность: 

     - за ненадлежащее исполнение или  неисполнение своих должностных  обязанностей, предусмотренных должностной  инструкцией  в пределах, определенных  трудовым законодательством Российской Федерации;

     - за нарушение правил и положений,  регламентирующих деятельность  предприятия;

     - за причинение материального  ущерба в пределах, определенных  действующим трудовым и гражданским  законодательством Российской Федерации; 

     - за выполнение правил внутреннего  распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности;

  • организованность, собранность;
  • коммуникабельность;
  • гибкость, умение быстро реагировать на изменение ситуации – так как технологический процесс работы каменщика носит не постоянный характер и зависит от многих факторов, таких как погодные условия, приготовление раствора, изменение в сроках строительства и т.д.;
  • умение быстро восстанавливать работоспособность – после технологического перерыва сразу же включаться в работу, не снижая производительности труда;

    КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • неуверенность в себе, нерешительность – в процессе работы каменщик сам принимает важные решения относительно своей работы, проверяет точность выполнения и качество своей продукции, не задаёт лишних вопросов бригадиру и тем самым не снижает работоспособности производства;
  • безответственность, неорганизованность, недисциплинированность;
  • низкий уровень развития организаторских способностей;
  • склонность перекладывать ответственность на других.
 

    Психологические и личностные качества профессионала:

  •   Восприятие, узнавание и различение тихих или разнообразных шумов; -
  • Восприятие, узнавание и различие ритмов (напр. при проверке работы моторов); -
  • Распознавать разницу во влажности материалов; +
  • Различать различные степени гладкости и неровности; -
  • Различать с помощью осязания толщину разных предметов; +
  • Узнавать или сравнивать различные степени сопротивления или давления; +
  • Узнавать или различать основные цвета; -
  • Оценка больших промежутков времени (дни, недели, месяцы); -
  • Оценка коротких промежутков времени (минуты, часы); -
  • Оценка и различение скорости и направления движущихся предметов; +
  • Оценка ускоренных (замедленных) движений; -
  • Оценка пространственного соотношения предметов; +
  • Оценка и сравнение на глаз небольших расстояний (см., мм.); +
  • Оценка углов, особенно прямых; +
  • Быстро узнавать небольшие отклонения от предписанной формы (круг, прямой угол, квадрат, параллельность двух линий); +
  • Быстро узнавать небольшую разницу в форме, величине, расположении (сортировка); -
  • Узнавать направление, откуда исходит звук; -
  • Быстро и правильно читать; -
  • Разбираться в неясном почерке; -
  • Понимать неясное произношение; -
  • Точно и наглядно представлять себе предметы и их части (черчение в уме, конструктивная фантазия); -
  • Понимать строение и работу машин; -
  • Пространственно представлять себе предметы и представлять себе проекцию на плоскость и разрез пространственных предметов; +
  • Быстро и верно запечатлевать пространственные соотношения; +
  • Точная и продолжительная память на фамилии виденные один раз или редко; -
  • Точно и уверенно узнавать предметы по их форме и величине; -
  • Грамотно писать, разборчивый почерк; -
  • Выполнять грубые и сильные движения; -
  • Быстро узнавать и различать неожиданные перемены в ритме движения, быстро отвечать на эти перемены определенными предписанными движениями; -
  • Сохранение работоспособности при смене дневной и ночной работы;-
  • Устойчивое внимание на определенные повторяющиеся периоды рабочего процесса; +
  • Способность сохранить величайшее напряжение внимания в определенные моменты; +
  • Быстро менять направления внимания, готовность воспринимать новые образы;-
  • Сохранение работоспособности при однообразной работе; +
  • Способность эффективно работать не по схеме, проекту, самостоятельно вносить изменения;-
  • Тщательно и эффективно выполнять привычную работу; +
  • Быстро приспосабливаться к новым и непривычным условиям;+
  • Самостоятельно думать и распоряжаться, целесообразно распределять отдельные фазы работы по месту и времени;-
  • Быстро принимать решения в изменявшихся условиях;-
  • Постоянство, некапризность, независимость от настроения; +
  • Осторожность,  терпение, способность медленно и верно двигаться к цели;-
  • Энергичность, способность оживлять работу и побуждать к ней, сообщая другим свою волю;-
  • Умение общаться с подчиненными, быть с ними справедливыми;-
  • Тактичность, умение общаться  с людьми различного общественного положения, характера и т.д.;-
  • Способность подчиняться, в точности выполнять распоряжения и предписания; +
  • Добросовестность, чувство долга, исполнительность;+
  • Самостоятельность, способность не давать мешать себе работать даже лицам начальствующим;-
  • Малая внушаемость, способность не поддаваться внешнему влиянию;
  • Ответственность, желание и способность занимать ответственные должности;-
  • Способность к самостоятельной организации, целесообразное распределение работы между отдельными подчиненными;-
  • Самостоятельное комбинирование, способность разбираться в фазах процесса производства, отдельных частях производственного процесса и их взаимном соотношении;-
  • Критическое отношение к результатам своей работы; +
  • Критическое отношение к результатам чужой работы; +
  • Способность быстро замечать и исправлять ошибки в работе; +
  • Быстрый и уверенный счет в уме;-
  • Умение выражаться устно и письменно;-
  • Умение рисовать и чертить;-
  • Коротко и ясно спрашивать и отвечать;-
  • Способность подробно описывать инструмент или приспособление;-
  • Способность показывать инструмент или приспособление в разных видах, проекциях и давать пояснения;-
  • Способность влиять на людей при помощи постановки их в конкретную ситуацию;-
  • Умение копировать чертежи и рисунки;-
  • Выполнять работу по чертежу;-
  • Умение рисовать с натуры, самостоятельно набрасывать эскиз.-

Информация о работе Психологическая характеристика рабочей профессии