Психологическая характеристика подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Работа выполнена в виде таблицы, в которую входят: физическое развитие, возрастные кризисы, познавательная и интеллектуальная сфера личности, эмоциональная сфера личности, основные психологические новообразования, дополнительный материал.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 21.39 Кб (Скачать)

Курс: «Возрастная психология»

Психологическая характеристика возраста

         подростковый возраст                                                          от 10(11) до 14(15) лет          _

Физическое развитие (краткая характеристика)

Личностное психическое развитие

Возрастные кризисы

Познавательная и интеллектуальная сфера личности

Эмоциональная сфера личности

Морально- волевая сфера личности

«Социальная ситуация развития» -ведущий вид деятельности

Основные психологические новообразования

Дополнительный материал

1

2

3

4

5

6

7

8

Период полового созревания. Увеличение массы тела и пропорции тела. Появление  вторичных (внешних) признаков полового созревания. Угловатость движений, увеличение и вытягиваемость конечностей. Темп голоса. Мускулатура и объём тела увеличивается в два раза. Скорость однократного движений частей тела значительно возрастает. Отмечается несоответствие между быстрым ростом сердца и массы всего организма. У девочек сердце увеличивается быстрее и превосходит по массе сердце у мальчиков. Границы сердца почти совпадают с таковыми у взрослых. Интенсивно повышается минутный объем крови, 80-90 мл.на кг. Масса сердца девочки достигает – 184,6г., а мальчика – 183,6г. Соотношение массы предсердий и желудочков – 17,25%.  Происходит развитие и совершенствование нервной системы, интенсивное формирование головного мозга. Мышечная масса составляет  33% от массы тела. К концу подросткового периода у мальчиков отмечается прирост мышечной силы.Мышечная работоспособность резки уменьшается. Происходит второй подъем активности щитовидной железы. Наблюдаются значительные индивидуальные вариации количества эритроцитов. Уровень факторов свертывающей и противосвертывающей систем в крови, соответствует, нормам у взрослого человека. Иммунные свойства держатся на постоянном уровне.К началу периода полового созревания объем легких увеличивается в 10 раз. Угол носовой полости задней стенки глотки становится прямым. Частота дыхания 19-20 раз в минуту. К концу периода практически все молочные зубы меняются на постоянные. Емкость желудка составляет порядка 1200-1800 мл.примерно в 20 раз больше чем у новорожденного. Желчный пузырь становится круглым. Топографическое расположение органов пищеварения такое же как у взрослых. Соотношение массы почек и массы тела составляет - 233г. Мочи как и у взрослого человека выделяется 800 – 1400 мл мочеиспускание происходит 6 -7 раз в сутки. Мочеиспускательный канал у мальчиков приблизительно 13-15см., а у девочек 3 – 4 см. 

Кризис 11 – 12 лет.              Весь период протекает очень тяжело и для него и для окружающих. Попадают под зависимость от физического состояния, нервничают, обвиняют себя в несостоятельности. Легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, следовательно, быстро приобщаются к наркотикам и алкоголю. Многие подростки переносят кризис внешних проявлений, неготивизм – бессмысленное противодействие другому, немотивированному противодействию. Чувство взрослости 13 лет. Кризис 14 – 15 лет. Переход между подростковым и юношеским. Разбирательство в собственных склонностях и способностях (выбор профессии) 

Внимание, память, воображение приобретают  самостоятельность. Внимание резко  ухудшается, подросток перестаёт  быть особо внимательным, недостаточно исполнительным дома. Подросток переходит  легко от данного вида деятельности к другому. Проявляется интерес к романтике. Память перестраивается от механического запоминания к смысловому. Воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность.  Всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление. С 11 – 12 лет вырабатывается формальное мышление (логика, рассуждения), начинает ориентироваться на потенциально возможное.

Наиболее синтезивны к воздействию музыки, чувствительность становится особенно острой. Обострена потребность в признании «самости» при психологической зависимости от сверстников. Испытывает неуверенность в себе, которая борется с чувством уникальности. Характерна повышенная эмоциональность, частая, быстрая, резкая смена настроений. У подростков пылкие чувства. Ни что не останавливает его в стремлении к избранной цели. Пора первой любви.

Начинают ценить своё отношение  со сверстниками. Развитие саморегуляции, силы воли, умение преодолевать себя, заниматься самовоспитанием. Яркое становление  характера. Подростки начинают активно  отстаивать свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Слабость или неудачливость  в какой либо области пытаются компенсировать успехами в другой. Появляется интерес к мировоззренческим вопросам. Складываются идеалы образа конкретного человека. Начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Начинают раньше оценивать других людей, чем самих себя. Несовершенная самооценка, взрослея, она становится объективнее. В предметном мире и природе можно наблюдать вандализм - – разрушение и уничтожение предметов, растений, животных.

В этот период у ребенка появляется личная нестабильность в нравственной неустойчивости. Очень требователен к окружающему миру. Интенсивная  рефлексия на себя, на других, на общество. Вид деятельности –Общественно-полезная работа (трудовая, художественная), общение со сверстниками. Дифференциальная учёба (выборная).

Чувство взрослости, в становлении  готовности ребенка к жизни взрослых, в качестве равноценного, равноправного  участника этой жизни. Сильная потребность  в общении со сверстниками и др. Яркие, но сменяющие друг друга увлечения. Становление нового, еще не достаточно устойчивого самосознания. Изменение Я – концепции. Попытки понять себя и свои возможности.  

Подростки начинают ориентироваться  на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола. Так человек  приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность  работать и любить. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим, колеблется между положительным полюсом идентификация Я (то есть на опознание собственной индивидуальности) и отрицательным полюсом – путаница ролей. Этому возрасту характерен так называемый «подростковый эгоцентризм». 


 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Москва 1997г.
  2. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников; Москва AKADEIA 2003.
  3. Любимская А.А. Воспитателю о развитии ребенка; Издательство «просвещение» Москва 1972г.
  4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С., Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков; Москва 2000г.
  5. Поливанова К.Н.; Психология возрастных кризисов; Москва 2000г.   

Информация о работе Психологическая характеристика подросткового возраста