Психологическая характеристика личности ученика и психологический анализ урока

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:41, реферат

Описание работы

Психологическая характеристика личности ученицы 7-1 класса МОУ Гимназии №1 города Челябинска Нейковой Александры Сергеевны. Дата рождения: 24 апреля 1997 года. Живет в полной семье, родители работающие, моральный и культурный уровень семьи высок, родители заботятся о ребенке и стараются дать всестороннее образование. Развитие Александры соответствует её возрастной группе, состояние здоровья хорошее, ребенок занимается спортом, из этого следует сделать вывод, что физическое развитие так же находится на должном уровне. В процессе работы этот ребенок проявил себя как активный, целеустремленный и трудолюбивый ученик.

Работа содержит 1 файл

псих хар личности ученика.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный педагогический университет» 

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 

Психологическая характеристика личности ученика и психологический анализ урока 
 
 
 

Выполнил: Мутовкина Татьяна

ф-т иностранных  языков, 44 а/н

Проверил: Рыльская Е.А 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011

Психологическая характеристика личности ученика 

1. Общие сведения.

Психологическая характеристика личности ученицы 7-1 класса МОУ Гимназии №1 города Челябинска Нейковой Александры Сергеевны. Дата рождения: 24 апреля 1997 года. Живет в полной семье, родители работающие, моральный и культурный уровень семьи высок, родители заботятся о ребенке и стараются дать всестороннее образование. Развитие Александры соответствует её возрастной группе, состояние здоровья хорошее, ребенок занимается спортом, из этого следует сделать вывод, что физическое развитие так же находится на должном уровне. В процессе работы этот ребенок проявил себя как активный, целеустремленный и трудолюбивый ученик. 

2. Ребенок трудоспособный и хорошо дисциплинирован, всегда ответственно относится к выполнению заданий в классе и дома. Успеваемость высокая, средняя оценка 5, проявляет большой интерес к таким предметам, как английский язык, немецкий язык, русский язык, литература, география, история. Очень начитанная и всесторонне развитая, имеет большой запас слов, речь образна и эмоциональна. Все учителя положительно отзываются об ученице. Класс, в котором учится Саша очень дружный, поэтому не возникало конфликтов с её участием, у неё много подруг, на переменах они всегда вместе, обсуждают события дня, уроки и домашнее задание. Александра занимает высокое положение в классе, одноклассники считаются с её мнением, уважают её. Она так же уважительно относится к товарищам по классу и дорожит их мнением. 

3. Для  изучения направленности личности, Александре был предложена методика  «Ценностные ориентации» (М. Рокич) (Результаты теста приложены). Задача – разложить виды ценностей по порядку значимости как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. (Приложение 1)

По результатам  проведенного теста, удалось выявить, что у Александры вполне сформированная иерархия ценностей. Она стремится  в жизни к получению образования, семейному счастью, профессиональному росту, её интересы устойчивы. Идеала в её жизни нет, она не рисует перед собой иллюзий, и верит в свои силы, знания и умения. На данном этапе развития она направлена на получение достойного образования и на всестороннее развитие.

Так же ученице был предложен тест на определение общей направленности личности. Личность Человека - многогранна, характеризуется различными ее проявлениями в различных ситуациях. Основу жизни  личности составляют три особенности-характеристики: Я, Общение, Дело. Цель данного теста - определить процентное выражение каждой из направленностей личности. Предлагаются 27 вопросов-суждений с тремя вариантами ответов. Требуется выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности. (Приложение 2).  В результате проведенного тестирования было выявлено следующее соответствие: направленность на себя 19%;  направленность на общение 30%; направленность на дело 59%. Направленность на себя: ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность интровертированность.

Направленность  на общение: стремление при любых условиях поддержать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность  на дело: заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Александра  заботится больше всего о результатах  дела, заинтересована в выполнении работы наилучшим способом, способна отстаивать своё мнение. 

4. С целью изучить умственное развитие ученицы, мною были выбраны следующие методики: методика изучения типа памяти, методика изучения особенностей мышления (уровень способности к обобщению), изучение особенностей воображения.

1) Изучение типа памяти.

Ход работы.  Испытуемому зачитывают слова первого ряда    с    интервалом    4-5 с между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного   перерыва испытуемый записывает слова и 10 минут отдыхает. Второй ряд испытуемый 1 раз читает про себя (зрительное запоминание) и затем записывает. Через 10 минут зачитывают слова 3-го ряда, каждое зачитанное    слово испытуемый повторяет шепотом и "записывает" в воздухе пальцем      (моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листе бумаги. С перерывом в 10 минут воспринимаются слова 4-го ряда. В этот раз при зачитывании слов испытуемый одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухомоторное запоминание).

Материал: 4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках: 1-слухового, 2-зрительного, 3-моторно-слухового, 4-зрительно-слухо-моторного.

Слова для запоминания:

1 - дирижабль,  лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок;

2 - самолет,  чайник, бабочка,  ноги,  свеча,  тачка,  журнал, машина, столб, бревно;

3 - пароход,  собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, сено;

4 - волк, бочка, коньки, самовар, пила, весло,  загадка, прогулка, трактор, книга.

Обработка результатов: в результате проведенного теста было выявлено что у Александры преобладает зрительно запоминание, затем идет зрительно-слухомоторное и наиболее не развиты слуховое и слухо-моторное запоминание. 

2) Изучение особенностей мышления:

Цель: определение уровня способности к обобщению. (Приложение 4)

Ход работы: испытуемому необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово  и  сказать, что объединяет оставшиеся слова.

Стимульный  материал:

1. - собака, корова, овца, лось, кошка. 

    - собака, корова, овца, лось, лошадь.

2. - футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол,  бадминтон.

    -футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол,  водное поло.

3. - Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка. 

    - Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон.

Обработка результатов. Правильные ответы:

1. В  первом случае лишнее слово - лось, остальные слова обозначают домашних животных; во втором случае - собака, остальные слова обозначают копытных животных.

2. В  первом случае лишнее слово - баскетбол, т.к. во всех других играх имеется вратарь, во втором случае – бадминтон, т.к. в остальных играх играют команды, а в бадминтон играют один на один.

3. В первом случае лишнее слово – Печора, т.к. остальные географические объекты находятся в Азии, во втором случае – Дон, т.к. остальные реки текут на север,

В результате проведенного исследования было определено, что мышление развито довольно хорошо, Александра обладает высоким уровнем способности к обобщению. 

3) Исследование особенностей воображения.

Цель:   выяснить   некоторые   особенности   творческого воображения.

Ход работы. Испытуемый записывает слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова. (Приложение 5)

Обработка результатов: в результате проведенного исследования на выяснение особенностей творческого воображения, можно определить, что ученица Александра обладает оригинальным, образным воображением, поскольку её рассказ законченный, оригинальный, полный странными, необычными поворотами сюжета.

Вывод: В целом в результате всех проведенных тестов, можно сделать заключение, что ребенок обладает высоким уровнем умственного развития (памяти, мышление, воображения). Быстро, точно, прочно запоминает учебный материал. Владеет приемами осмысленного запоминания. Умеет делать обобщения по различным проблемам или вопросам. Так же в наличии специальные способности, такие как лингвистические. Саша очень любит иностранные языки, но ещё больше любит свой родной язык, русский. 

5. В  последнем разделе анализа, я  собираюсь изучить морально-волевые и эмоциональные особенности характера ученицы. Для этого я буду использовать следующие методики: метод наблюдения за поведением и метод изучения самооценки психических свойств и психических состояний личности (по Г. Айзенку). (Приложение 6) 

1) метод  наблюдения дал следующие результаты: Саша обладает такими чертами  характера, как скромность, правдивость,  вежливость, трудолюбие, старательность, настойчивость. Ей поступки всегда  обдуманы, работает ровно, не рывками.  Всегда старается довести дело до конца, не любит оставлять ничего на потом. Тип характера холерик. Отличается большой эмоциональностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Это же можно проследить и за Александрой. 

2) Исследование  индивидуально-психологических свойств  и психических состояний. Предлагается  описание различных психических  состояний. Если это состояние  проявляется у вас часто, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если данное состояние никогда не возникает - О баллов.

Обработка результатов: Были подсчитаны суммы баллов за каждую группу вопросов, и были выделены следующие результаты по 4 критериям:

1. тревожность  (9 баллов) - индивидуально-психологическое  свойство личности, проявляющееся в склонности человека к частым переживаниям состояния тревоги. Александра обладает средней тревожностью, допустимого уровня.

2. Фрустрация (8 баллов) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности. Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями (разочарованием, отчаянием и др.) У Александры средний уровень фрустрации, фрустрация имеет место.

3. Агрессивность  (7 баллов) - склонность к деструктивному поведению, противоречащему нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящему вред другим людям (физический ущерб, психологический дискомфорт, отрицательные переживания и др.) В этом отношении Александра спокойна, выдержана.

4. Ригидность (8 баллов) - неспособность корректировать  программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. У Саши средний уровень ригидности, это значит, что в некоторых ситуациях Саша способно быстро скорректировать программу своего поведения.

Общие выводы по проделанной  работе:

Мною  была составлена психологическая характеристика личности ученицы 7 класса, Александры. Было проведено несколько тестов и использован метод наблюдения. И в конце можно подвести итоги и сказать, что изученная мною личность обладает некоторыми устойчивыми качествами, такими как: трудолюбие, усидчивость, направленность на общее дело, так же Саша очень общительна, всесторонне развита, с ней интересно разговаривать, так как уровень её знаний очень высок. Она по своей сути холерик, так же она экстраверт - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Эту работу было очень интересно делать так  как, появилась возможность освежить свою знания по психологии и использовать на практике различные методики исследование различных сторон личности человека.

Информация о работе Психологическая характеристика личности ученика и психологический анализ урока