Психологическая характеристика конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:31, реферат

Описание работы

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение). Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Определение конфликта, конфликтной ситуации ……..………….............4-5
2. Поведение в условиях конфликта…………………………………………...6-8
3. Исходы конфликтных ситуаций и разрешение конфликта........................9-11
Заключение………………………………………………………………….........12
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Психология конфликта.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

4) чуть  затягивать темп беседы, если  учащийся взволнован или говорит  излишне быстро;

5) попытаться  осмысленно поставить себя на  место учащегося и понять, какие  события привели его в это состояние;

6) дать  учащемуся выговорится, не перебивать  и не пытаться перекричать  его;

7) уменьшить  социальную дистанцию, приблизиться  и наклониться к нему, коснуться  его, улыбнуться;

8) подчеркнуть  общность цели, интересов, показать  школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9) подчеркнуть  лучшие качества учащегося, которые  помогут ему самому преодолеть  конфликтную ситуацию, справиться  со своим состоянием.

Уход  от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации – это уход от разрешения возникшего противоречия, ссылаясь на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т.д. однако такой исход – это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Подчас появляется надежда, то со временем все само собой утрясется, но при появлении нового повода, конфликт вспыхивает вновь.

Сглаживание конфликтной ситуации – это согласие с претензиями, но «только на этот момент». Обвиняемый, старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть происходящего. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но используемое редко и не по одному и тому же, поводу позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях.

Компромисс  – это принятие наиболее приемлемого  для обеих сторон решения путем  открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение  в одностороннем порядке к  одному – единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.

Принуждение – это тактика прямолинейного навязывания учащемуся того варианта решения, который устраивает учителя. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства учителя, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений между ним и учащимся, хотя в школе его использование в какой-то мер оправданно.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта стало неправильное поведение самого учителя, его ошибочное  утверждение, вызвавшее несогласие учащихся, то учитель может завершить  конфликт, признав свою ошибку.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений. В этом смысле наиболее эффективно предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и компромисса тоже благоприятны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Конфликт  помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно  для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. 

 Конфликт  также ставит служащих перед  необходимостью постоянно общаться  друг с другом и знать друг  о друге чуть больше. Члены  коллектива начинают лучше понимать  своих коллег, становятся более  чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.  

 Жить  и работать вместе - непросто, и  этому нужно специально учиться.  Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. 

 Сам  по себе конфликт не усиливает  и не ослабляет организацию.  И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. 

 Если  же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив и  организацию в целом.  
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009.- 544 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  2. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.- 264 с.
  3. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.- Мн.: Амалфея, 1997.- 288 с.

Информация о работе Психологическая характеристика конфликтной ситуации