Психологическая характеристика деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:41, реферат

Описание работы

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

Содержание

1 Введение
2 Психологическая характеристика деятельности.
3 Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат, психологическая характеристика деятельности.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский  государственный медицинский университет

Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию»

(ГОУ  ВПО НГМУ Росздрава) 
 
 

Факультет социальной работы 

Кафедра теории и технологии социальной работы. 
 
 
 
 

Реферат

Психологическая характеристика деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила: 

                                                              студентка факультета социальной работы

                                                              1 курса, 1 группы

                                                              Заседателева Евгения Игоревна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2010 год.

 

Содержание:

1 Введение

2 Психологическая  характеристика деятельности.

3 Заключение

 

Введение. 

      Деятельность  – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и  направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

      Деятельность  – это процесс активного отношения  человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом  поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

      Деятельность  имеет свою структуру: мотивы, способы  и приемы, цель и результат

      Мотивы  – это те внутренние цели, которые  связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

      Мотивы  человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

      Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых  субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических  процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

      Цели  – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное  представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

         Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.      

      Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

      Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

 

Психологическая характеристика деятельности. 

      Всякая  деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

      Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

      Деятельность  осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная  единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели). Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

      Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий –  операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.

Виды  навыков:

Простые. Несложные приемы и действия, совершаемые  автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.

Сложные. Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные  действия, выполняемые точно, легко  и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность  деятельности человека.

а) двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

б) перцептивный. Автоматизированное чувственное отражение  свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

в) интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения  встречавшейся ранее проблемы.

      Навыки  образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических  повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

Этапы формирования навыка:

Аналитический. Вычленение отдельных элементов  действия и овладение ими.

Синтетический. Объединение элементов в целостное  действие.

Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости.

Успешность  овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и  от других причин объективного и субъективного  характера.

      Поскольку в структуру действий и различных  видов деятельности входит множество  навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния..

      Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

      Умение  – это освоенный субъектом  способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.

      Одно  из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

      Умения  опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

      Большое значение в формировании всех типов  умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация  навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

      Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

      Игра  – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного  опыта, фиксированного в социально  закрепленных способах осуществления предметных действий.

      Учение  – это вид деятельности, целью  которого является приобретение человеком  знаний, умений и навыков.

Основная  цель учения – подготовка к будущей  самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом.

Учение  складывается из следующих компонентов:

усвоения  информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);

овладения приемами и операциями, из которых  складываются основные виды деятельности (навыки);

овладения способами использования информации для правильного выбора приемов  и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

      Учение  может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

      Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

      Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические  компоненты трудовой деятельности.

      Труд  – это деятельность, направленная на создание общественно полезного  продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

      Направленный  в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот  или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

      Деятельность  человека – это сложное и многообразное  явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической  структуры человека: физиологический, психический и социальный.

      В основе деятельности лежит система  движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность людей является объектом изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии категория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.

Информация о работе Психологическая характеристика деятельности