Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Автор: Ольга Фролова, 01 Декабря 2010 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………. 3
1. Глава
§ 1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости……………………………………………………………….. 6
§ 2. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению…………………………………………………………………………………..26
§ 3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению…………………………………………………35
Вывод……………………………………………………………………………………………………………………….40
2. Глава
§ 1. Программы занятий………………………………………………………………………….41
§ 2. Заключение…………………………………………………………………………………………..50
Библиография……………………………………………………………………………………………….……52

Работа содержит 1 файл

дипломная работа Психологическая готовность ребенгка к школьному обучению.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     По  итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам.

     Такие занятия могут проводиться и  в период адаптации в школе. Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в  школьную жизнь» проводится именно в  период начала школьного обучения.

     Этот  курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить  содержательный образ «настоящего  школьника». Это своеобразная десятидневная  инициация в новый возраст, в  новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.

     Введение  носит промежуточный характер, соответствующий  самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как  обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

     Существует  еще одна программа адаптационных  занятий для первоклассников  «Введение в школьную жизнь», разработанная кандидатом психологических наук Санько А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой Ю.[37] Этот курс помогает детям осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.

     Особое  место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с учебно-познавательной мотивацией.

     Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и  созданию благоприятного психологического климата в классе.

     Курс  предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на уроке, лимитировано время. Занятия проводит психолог в течение первых учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.

     Таким образом, для организации психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школьному обучению применяют следующие приемы: подготовка в д/саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.

     ВЫВОД

 

     1. Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

     2. Под писхофизической готовностью  понимается физическое созревание  ребенка, а также созревание  структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.

     Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов –  способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

     Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

     Несформированность  одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

     Для подготовки ребенка к успешному  школьному обучению существуют различные  подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. 

    1. ГЛАВА
  • §1 Программа занятий
  •      Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской  и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

         Мы  предлагаем программу занятий, направленных на подготовку детей к успешному  школьному обучению. Цель: формирование готовности к школьному обучению.

         Задачи:

        1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;
        2. Развитие познавательных процессов;
        3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

         Цель  и задачи позволили нам определить содержание программы:

         Для формирования положительного отношения  к школе мы выбрали следующие  упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

         Навыки  общения и совместной деятельности предполагается формировать через  следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».

         По  форме организации все игры и  упражнения можно разделить на:

        • групповые («Бег ассоциаций»)
        • в парах («Зеркало»)
        • индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)

         Остальные игры и упражнения по форме организации  являются фронтальные.

         Основной  прием – игра. Игровая форма  была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Занятие в группе проводится после диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в неделю. Если занятия проводятся на базе школы – то по субботам, 1 раз в неделю. 
     

         ЗАНЯТИЕ 1.

         Цель: Знакомство психолога с детьми, детей  с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания. 

         Ход занятия: 

      1. Ритуал приветствия:

         Цель: знакомство, развитие умения слушать  друг друга.

         Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей  группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

         Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут  брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях. 

      1. «Четыре стихии»

         Цель: развить внимание, связанное с  координацией слухового аппарата и  двигательного анализатора.

         Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

      1. «Запоминай порядок»

         Цель: развитие памяти.

         Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных  карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

      1. «Попугай»

         Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

         Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время  суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

      1. Итог занятия:
          • Чем мы сегодня занимались?
          • Что понравилось больше всего?
      2. «Ритуал прощания»

         Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми. 
     

         ЗАНЯТИЕ 2. 

         Цель: формирование положительного отношения  к школе. Развитие навыка работы в  парах, группах. Воспитание наблюдательности. 

         Ход занятия:

      1. «Ритуал приветствия»
      2. «Настроение в цвете»

         Цель: развитие воображения, эмоциональный  настрой ребенка на работу.

         Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем  психолог предлагает поддержать тех, у  кого настроение плохое. Дети делают это  с символом в руках.

      1. «Бег ассоциаций»

         Цель: формирование положительного отношения  к школе»

         Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

         Каждая  группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

      1. «Изображение предметов»

         Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

         Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

      1. Физминутка «Ванька-встанька»

         Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

         Ход: Отдых наш физкультминутка

          Занимай свои места:

          Раз – присели, два – привстали.

          Руки  к верху все подняли.

          Сели, встали, сели, встали

          Ванькой-встанькой  словно стали,

          А потом пустились вскачь,

          Будто мой упругий мяч.

      1. «Зеркало»

         Цель: развитие навыка работы в парах

         Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом  к лицу, смотрят друг на друга  и повторяют движения.

    Информация о работе Психологическая готовность ребенка к обучению в школе