Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:08, реферат
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям.При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.
Реферат
« Психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь детям с отклонениями в развитии»
Введение
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям.При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.
В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития,на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки,необходимые для нормального развития.
К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие:
1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
2. Осуществление структурного
анализа расстройств,
3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.
4. Проведение восстановительного
обучения детей с нарушениями
высших психических функций,
Рассмотрим в данной работе, в чем же сущность дизонтогении и основных видов психического дизонтогенеза, а так же классификацию психического дизонтогенеза Лебединского В.В.
1.Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза
Термин «дизонтогенез»(от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» - сущее,существо, «genesis» - развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез,преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.
Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.
Регрессия (регресс)- возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного,функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции,находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.
Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.
Ретардация- запаздывание или приостановка психического развития.
Различают общую(тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.
Асинхрония,как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие,характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.
На ранних этапах психического онтогенеза
наблюдается опережающее развитие восприятия
и речи при относительно замедленных темпах
развития праксиса. Взаимодействие восприятия
и речи является в этот период ведущей
координацией психического развития в
целом.Речь, по выражению Выготского, характеризуется
прежде всего гностической функцией, которая
проявляется в стремлении ребенка «замеченное
ощущение обозначить, сформулировать
словесно». Чем сложнее психическая функция,
тем больше таких факультативных координаций
возникает на пути ее формирования. В патологии
происходит нарушение межфункциональных
связей. Временная независимость превращается
в изоляцию. Изолированная функция, лишенная
воздействия со стороны других психических
функций, стереотипизируется,
Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие.
К основным проявлениям асинхронии относят следующие:
1. Явления ретардации —незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9).Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.
2. Явления патологической
акселерации отдельных функций,
3. Сочетание явлений
Механизмы изоляции,патологической фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронного развития.
2.Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского
Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:
· Общее психическое
· Задержанное психическое развитие;
· Поврежденное психическое развитие;
· Дефицитарное психическое развитие;
· Искаженное психическое развитие;
· Дисгармоничное психическое развитие.
Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных,родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память,моторика, элементарные эмоции).
Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения(от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен - бедняк от рождения, в то время как дементный - это разорившийся богач.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная)степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке,то легкая степень недоразвития - дебильность - позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения,не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию.
Помимо дифференциации олигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют и другие. В частности клинико-физиологическая классификация олигофрений,представленные в работах С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева(1965) и Д. Е. Мелехова (1965). В педагогическом плане наиболее приемлемой является классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер,1979) выделяет пять основных форм состояния:
· неосложненная форма олигофрении;
· олигофрения,осложненная нарушениями нейродинамики;
· олигофрении с нарушением различных анализаторов;
· олигофрении с
· олигофрении с выраженной лобной недостаточностью.
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией,травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания)в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм).
Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем.Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний,ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка;ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. Необходимо отметить, что автор приведенной выше этиологической типологии ЗПР К. С. Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью.Согласно исследованиям Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупрова, в психологической картине ЗПР выявляется два базисных синдрома:
- нарушение регуляции
психической деятельности, реализуемой
посредством произвольного
- нерезкое недоразвитие познавательной деятельности.
Если при психофизическом инфантилизме
на первый план выступают недостатки регуляции
поведения и деятельности, то при ЗПР церебрально-органического
генеза -признаки неполноценности познавательной
деятельности.ЗПР имеет относительно
благоприятную динамику в плане обучения
и воспитания такой категории детей.Многие
из них при адекватном индивидуальном
подходе способны удовлетворительно осваивать
программу обучения массовой школы. Однако
большая часть детей с ЗПР обучаются по
рекомендации психолого-медико-