Психолингвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:14, доклад

Описание работы

Психолингвистика – это наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Психолингвистика.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Психолингвистика – это наука, изучающая психологические и  лингвистические аспекты речевой  деятельности человека, социальные и  психологические аспекты использования  языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

 

2. Основным предметом исследования психолингвистики является речевая деятельность как специфически человеческий вид деятельности, ее психологическое содержание, структура, способы и формы осуществления, реализуемые функции.

 

         Другим важным предметом изучения психолингвистики выступает язык как основное средство осуществления речевой и речемыслительной деятельности, функции основных знаков языка в процессах речевой коммуникации.

 

         Третьим предметом исследования  психолингвистики является речь  как способ реализации речевой деятельности.

 

         Наличие не одного, а сразу  трех предметов изучения психолингвистики  определяется спецификой этой  науки: психолингвистика является  синтетической, комплексной наукой, возникшей в результате уникального  и своеобразного объединения двух древнейших наук человеческой цивилизации – психологии и лингвистики (науке о языке).

 

 

 

3. Понятие  речевой деятельности впервые  в отечественной психологии ввел  Л.С. Выготский. Затем деятельностный  подход к изучению и обучению  речи развивался в трудах А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.

 

         Речевая деятельность – это  активный, целенаправленный процесс  создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых  средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.         Предметом речевой деятельности является мысль; средством – язык; способом, применяемым в этой деятельности, – речь; продуктом – высказывание (текст); результатом – ответная реакция собеседника или понимание (а, возможно, и непонимание) последним мысли автора.

 

         Основными понятиями, выделяемыми  учеными в теории деятельности, являются следующие: «деятельность», «действие», «операция».

 

         Понятие деятельности обязательно  связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает. Относительно речевой деятельности о мотиве можно говорить только с некоторыми замечаниями. Человек реализует речевую деятельность не для того, чтобы осуществить процесс говорения или письма, а для того, чтобы что-то сообщить, воздействовать на кого-то и т.п. Речь в данном случае не является самоцелью, собственно речевого мотива обычные высказывания не имеют. Другими словами, мотив речи лежит в области не собственно речевой деятельности, а деятельности более высокого ранга – коммуникативной, и, следовательно, говорить о речевой деятельности можно лишь в том случае, если рассматривать речь в рамках деятельности общения.

Психолингвистика  (psycholinguistics)- самостоятельное  научное направление, возникшее  на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.

 

Объектом  исследования отечественной  психолингвистики является "совокупность речевых  событий или речевых ситуаций" (А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 1997, с.16), а предметом "соотношение  личности со структурой и функциями  речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с другой" (А.А.Леонтьев, с.19).

 

Сотрудничество  психологии и лингвистики при  исследовании речи до появления психолингвистики в 50-60-е годы  ХХ века осуществлялось в основном психологами речи, им же принадлежит инициатива, приведшая в США к появлению новой стыковой дисциплины - психолингвистики.

 

Датой рождения психолингвистики как  самостоятельного научного направления  считается 1953 год, когда  в США  Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по социальным наукам в Университете Индиана был организован межуниверситетский семинар, работой которого руководили     психологи  - Чарльз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед и семиотик Томас Сибеок.  Результатом работы семинара явилась книга  "Psycholinguistics//А Syrvey of Theory and Research Problems/ Ch.E.Osgood&T.A.Sebeok (Ed.). Baltimore, 1954, в которой были изложены основные теоретические положения новой науки и основные направления экспериментальных исследований. Теоретическими основаниями  первой психолингвистической школы послужили математическая теория связи К.Шеннона, американская декриптивная лингвистика и необихевиористская психология. Первый вариант психолингвистики, созданный прежде всего психологами-бихевиористами нес на себе следы прежней психологии речи со всеми ее достоинствами и недостатками: объект анализа - преимущественно изолированное слово; предмет анализа - причинно-следственные связи между словами, в первую очередь в вербальной памяти человека; схема анализа - стимул-реакция с ассоциативной связью между ними; экспериментальная методика - преимущественно ассоциативный эксперимент. Но, несмотря на это, психолингвистику можно считать качественно новым этапом в исследовании речевой деятельности , и предпосылка формирования нового качества связана в первую очередь не с новыми идеями, появившимися в психологии, а с новыми методологическими схемами анализа человеческого общения (коммуникации). Ч.Осгуд прямо связывает появление психолингвистики с использованием методологических схем анализа коммуникации, созданных в теории информации и кибернетике. По мнению Ч.Осгуда, лицо психолингвистики определяют те представления о речевом общении и овладении речью в онтогенезе (естественно, вместе с входящими сюда в качестве части представлениями о продуцировании и восприятии речи), на которые опирается та или иная психолингвистическая школа.

 

Психолингвистика второго поколения  связана с именами психолога  Дж. Миллера и лингвиста Н. Хомского. В противоположность осгудовской психолингвистике трансформационная психолингвистика является менталистской, она изучает процессы не только овладения и употребления формальными языковыми структурами, но и формирует представления о воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов, для чего вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порождения высказывания. В связи с этим признается особый статус речевого поведения, отличающий его от поведения неречевого. Исключительность речевого поведения, в частности, усматривается в том, что для его овладения требуются предварительные, доязыковые знания, некие познавательные структуры, которые служат когнитивным инструментом овладения языком. Процесс овладения языком понимается как процесс овладения абстрактными грамматическими структурами и правилами их образования, при этом предполагается врожденное имплицитное знание этих грамматических структур и, следовательно, овладение языком - это актуализация врожденных грамматических знаний ребенка; его языковое развитие, таким образом, детерминировано изнутри. Н. Хомский предложил правила образования синтаксических структур - так называемую порождающую грамматику, идентифицировав языковую способность взрослого с системой, порождающей предложения.

 

Психолингвистика Н. Хомского антипсихологична: она сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.

 

Психолингвистика третьего поколения  сформировалась в конце 1970 г.г. и  связана  в США с именами  психологов  Дж. Верча  и Дж.Брунера; во Франции - с именами Жака Мелера, Жоржа Нуазе и  др. Психолингвисты третьего поколения исследуют психолингвистические процессы в широком контексте мышления, общения, памяти.

 

Психолингвистика как теория речевой  деятельности (ТРД) возникла в СССР в середине 60-х г.г. ХХ века на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С.Выготского и связанного с именами таких психологов, как А.Н.Леонтьев, А.С.Лурия, С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов и др. Основы теории речевой деятельности были сформулированы  в работах А.А.Леонтьева. Основная черта теории речевой деятельности - это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей  анализа является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности.

 

Методы исследования. В современной  отечественной  психолингвистике (ТРД) используются  прямые и косвенные  методы экспериментального исследования, заимствованные у психологии и оригинальные (метод "семантического дифференциала" Ч. Осгуда, метод "семантического интеграла" В.И.Батова и Ю.А.Сорокина, метод "интент анализа" Т.Н.Ушаковой и др.). Наиболее распространенными в настоящее время являются различные методики ассоциативного эксперимента. Наряду с экспериментальными в психолингвистике используется наблюдение (и самонаблюдение),  формирующие методы (в исследованиях овладения родным и иностранным языком), метод лингвистического эксперимента.

 

 

 

Основные проблемы психолингвистики (ТРД).

Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа  речевого высказывания.

Восприятие речи. Восприятие формы  речевого высказывания и конструирование  содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности.

Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность  языковой способности. Врожденные предпосылки  формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности  при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе.

Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей. Модель процесса речевого общения.

 

Подходы к решению основных проблем  психолингвистики.

 

Концепция языкового сознания как  подход  к решению основных проблем психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай речевого общения: теория и практика.

 

Общенаучные и частные методы в  психолингвистических исследованиях.   

 

Метод моделирования, патологический подход, межэтнические сопоставления  языковых образов сознания, метод  установления лакун, семантический  дифференциал Ч. Осгуда, ассоциативный  эксперимент (как доступ к языковому  сознанию).

 

 

Прикладные проблемы психолингвистики

 

Этнопсихолингвистические аспекты  перевода. Психолингвистические проблемы билингвизма и обучение иностранным  языкам. Патология речи. Психолингвистика в криминалистике.

    

 

Основные  направления современных исследований:

· место  и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;

· речевые  расстройства и восстановительное  обучение;

· оптимизация  речевого воздействия общественных  институтов на членов социума; public relations;

· оптимизация  функционирования СМИ;

·оптимизация    непосредственного  (контактного)  диадического речевого общения;

· оптимизация  соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом  общении;

· оптимизация  межкультурного общения;

· оптимизация  овладения родным и иностранным  языком,

· организация  и функционирование ментального лексикона,

· язык и  сознание: проблема образа мира,

· роль интенции в речепорождении.


Информация о работе Психолингвистика