Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:02, практическая работа

Описание работы

Цель: устранение неблагоприятного воздействия и оказание помощи в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, улучшение общего психического состояния ребенка, формирование у него интереса к речевому общению, повышение уверенности в себе.

Работа содержит 1 файл

Психокоррекционная программа.docx

— 19.33 Кб (Скачать)

Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"

Цель: устранение неблагоприятного воздействия и оказание помощи в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, улучшение общего психического состояния ребенка, формирование у него интереса к речевому общению, повышение уверенности в себе.

Задачи:

Определить особенности  речевого и психического развития каждого  ребенка группы на основе наблюдения и диагностического исследования.

Осуществление на основе данных обследования, психокоррекционного комплекса направленного на преодоление чувства страха, устранение недостатков речи.

Определить эффективность  проведенных игр, по преодолению  страха и устранению недостатков  речи с помощью наблюдения и диагностического исследования.

Методы. Словесный (беседа, разговор), наглядный (показ, демонстрация), практический (выполнение детьми практических заданий), а также игровой метод.

Формы работы: групповая  форма организации в сочетании  с индивидуальной.

Продолжительность у старших дошкольников 25-30 минут.

Частота встреч 1-2 раза в неделю.

Необходима помощь воспитателей (для выявления индивидуальных особенностей поведения со сверстниками и в семье), психолога (для выявления  особенностей и уровня психического развития), методиста (обеспечение материальной базы для проведения занятий).

Количество детей в группе не более 12 человек. 
 
 
 

    1. Диагностический блок

Цель: выявление страхов у детей с помощью рисунков.

Задачи:

  1. Узнать увлечения и интересы детей.
  2. Выяснить особенности темперамента детей.
  3. Выявить переживания детей.
  4. Узнать внутренний мир каждого ребенка.
  5. Спрогнозировать дальнейшую коррекционную деятельность на основе полученных результатов.

    Организационный момент:

Детям можно  предложить нарисовать на темы: "В  детском саду", "На улице, во дворе", "Семья", "Кем я хочу стать".

Сначала детям  предложить нарисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросить принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. На первых двух подготовительных занятиях предложить детям темы выбрать самим. После  подготовительных занятий можно  приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводить два  раза в неделю, и затрагивают они  одну или две темы. Обработка результатов. Анализ рисунков на тему "В детском  саду". Рисунки получаются самые  разнообразные. Некоторые дети рисуют только столы и воспитателя; другие рисуют только своих друзей, воспитателей, чем занимаются в группе; третьи же рисуют только себя в центре внимания. Результаты заносятся в таблицу. В рисунках на тему "В детском  саду" самое важное то, как ребёнок  взаимно располагает фигуры сверстников  и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими  чертами характера. Те дети, у которых  на рисунке оказалось мало сверстников  или они отсутствуют совсем это  дети с невротическими реакциями. Это  также отражает проблемы взаимопонимания  со сверстниками. То же самое относится  к рисункам на тему "На улице, во дворе". Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения  в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку  в семье. Анализ рисунков на тему "Семья". Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. Результаты заносятся в таблицу. В этих рисунках имеет большое значение порядок  и близость расположения фигур, и  особенно место ребёнка. Если ребёнок  рисует себя между родителями - это  говорит о привязанности к  обоим родителям, если вблизи к одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с  одним из взрослых, в частности  одна и та же окраска туловища, указывает  на большую степень отождествления с ним по признаку пола. Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, воспитатель даёт задание нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, боязни своей неправильной речи, того, что его не поймут, будут смеяться. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

    1. Установочный блок
    1. Занятие "Знакомство"

      Цель: познакомиться с группой детей, знакомство детей с основными правилами, целями занятий по преодолению негативных эмоций.

    1. Игра "Слушаем сердце"

      Цель: формировать бережное и доверительное отношение к партнеру. 

    1. Основной блок
 
  1. Занятие "Я дарю тебе радость"

    Цель: развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики, выразительных жестов; снять психомышечное напряжение.

  1. Игра "Слушаем сердце"

    Цель: формировать бережное и доверительное отношение к партнеру.

    Игра «Кораблик»

    Цель: выработка доверительного отношения ко взрослым, повышает самооценку ребенка.

  1. Занятие «Страх»

    Цель: Познакомить с эмоцией страха; учить распознавать, изображать и реагировать на имеющиеся страхи.

    Игра «Ива на ветру»

    Цель: способствует доверию и снимает напряжение.

  1. Занятие  "Маленький храбрец"

    Цель: Повышение самооценки; снятие психомышечного напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона.

    Игра "Рвакля"

    Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

  1. Занятие " Пчелка в темноте"

    Цель: Коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

    Игра «Зоопарк»

    Цель: Развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики, выразительных жестов; снять психомышечное напряжение.

  1. Занятие "Как преодолеть гнев"

    Цель: Продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам саморегуляции.

  1. Занятие " Знакомство с эмоцией грусти"

    Цель: Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способности выражать эмоции вербально и не вербально; обучать приемам саморегуляции.

    Игра «Медвежата»

    Игра  "Из семечка - в дерево"

    Цель: Упражнения направлены на мышечное расслабление. обучение выразительным движениям, релаксации.

  1. Занятие " Сказочное путешествие"

    Цель: Продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; развивать способности выражать эмоции вербально и не вербально; обучать приемам саморегуляции; снятие психического напряжения. 

    1. Оценочный блок
 

      Занятие "Мир эмоций"

      Цель: Закрепление знаний детей об эмоциях; умения определять эмоциональное состояние других людей; тренировка умения владеть своим эмоциональным состоянием. 
       
       
       
       
       
       
       
       

    Чернышова Анастасия, 784 группа

Информация о работе Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"