Психограмма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Описание работы

психограмма
главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью.

Работа содержит 1 файл

психограмма.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

      психограмма

      перечень  личностно-психологических свойств,качеств  и способностей человека, желательных  для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального  роста, преодоления экстремальных  ситуаций в труде. Сюда относятся:

  1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
  2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
  3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
  4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
  5. Психологические знания о труде, о профессии.
  6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
  7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
  8. Профессиональное мышление , в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
  9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
  10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
  11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

      психограмма

      главная часть профессиограммы, в которой  сконцентрированы психологические  требования к личности конкретного специалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью.

      психография

      психологическое описание, характеристика личности, имеющие  своей задачей представить развитие, индивидуальные особенности и своеобразие психического склада конкретного человека.

      психологический анализ профессиональной деятельности

      система познания профессиональной деятельности,обеспечивающая изучение внешних и внутренних составляющих структуры профессиональной деятельности в их взаимодействии с целью выявления закономерности регуляции процессов формирования,протекания и изменения профессиональных навыков,а так же для установления характера влияния возникающих взаимосвязей между внешними и внутренними составляющими профессиональной деятельности на эффект работы человека.Психологический анализ профессиональной деятельности включает:

нормативно-параметрическое  описание профессиональной деятельности,

описание  внешней структуры проф.деятельности (морфология),

описание  вешнего функционального строения проф. деятельности (функциональное строение),

оценка  эффективности функционирования исследуемого объекта на внешнем уровне,

описание  внутренней психологической структуры  проф.деятельности (морфология),

описание внутренней функциональной структуры профессиональной деятельности (функциональное строение),

оценка  влияния взаимодействия внешних  и внутренних составляющих деятельности на эффективность труда.

      профессиограмма

      результат исследования, в который обычно входят социограмма – перечень социальных качеств и психограмма – перечень психологических свойств личности, которые выступают как условие эффективного овладения к.-Л. профессией, или как требование данной профессии к личности.

      профессиограмма

      научно  обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. П . состоит из "трудограммы" (описание труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии). В зависимости от целей различают психограммы :  – частные и специальные,  – базовые и конкретные.

      профессиограмма

      системеное описание социальных, психологических и иных требований к носимтелю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром п. является психограмма.

      профессиография

      технология  изучения требований,предъявляемых профессией к личностным качествам,психологическим способностям,психофизическим возможностям человека.В зависимости от целей различают профессиографию:

информационную,

коррекционную,

диагностическую,

формирующую.

      профессиография

      направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий и на этой основе их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать п. как составную часть профессиологии.

      профессиология

      научная дисциплина, появившаяся на стыке философии, социологии, психологии и целого ряда других наук и изучающая закономерности и тенденции профессионализации.

      профессионал:

      1. Субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально положительно  предвосхищающий ее социально ценный результат, имеющий стенически окрашенное осознание обязательности достижения социально фиксированной цели профессиональной деятельности, представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами последней,осознающий систему межличностных отношений в процессе производства, зависимостей трудозатрат, вложенную в объект, орудия,условия труда и конечный продукт профессиональной деятельности. Выделяют несколько моделей профессионала:

нормативную,составляется на основе нормативных документов,

экспективная, составляется с учетом мнений экспертов,

эмпирическая  – модель реально существующего  в определенных условиях типичного  профессионала.

      2. Человек, который овладел нормами  профессиональной деятельности, профессионального  общения и осуществляет их  на высоком уровне, добиваясь  профессионального мастерства, соблюдая  профессиональную этику, следуя  профессиональным ценностным ориентациям;  который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

      профессионализмы

      специфические особенности произношения,характерные  обороты,нелитературные формы речи,свойственные для группы,объединенной профессиональной деятельностью.

      профессиональная  адаптация

      приспособление  человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – проиводственная  адаптация как приспособление к  условиям конкретного труда в  данной производственной группе). От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

      профессиональная  дезадаптация

      стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности,вызванные невозможностью реализовать цель деятельности. Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации:

усталость,утомление,истощение,

психосоматические недомогания,

бессонница,

негативное  отношение к работе,

скудость  репертуара рабочих действий,

злоупотребление химическими агентами: табаком,кофе,алкоголь

отсутствие  аппетита или переедание,

негативная  профессиональная "Я-концепция",

агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение),

упаднические  настроения и связанные с ним  эмоции: циннизм,пессимизм,чувство беспомощности,безнадежности,апатия,депрессия,

переживание чувства вины.

      профессиональная  пригодность

      совокупность  психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых  и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Приобретаемая П.п. накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации. Решающее значение для прогноза возможности формирования П.п. или его темпа имеет значение характеристика мотивации и рациональное обучение. В тех случаях когда профессия требует от человека таких особенностей, которые не поддаются развитию, окончательный прогноз о П.п. делается в зависимости от наличия этих особенностей.

      профессиональная  пригодность

      совокупность  психических и психофизиологических особенностей человека,необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии Различают следующие критерии профессиональной пригодности :

физиологический,

психологический,

социальный,

физической  подготовленности,

теоретической и физической подготовленности,

состояния здоровья.

      профессиональная  пригодность

      соответствие  личностных качеств обследуемого требованиям  профессиограммы, его способность  овладеть данной профессиональной деятельностью.

      профессиональные  способности

      индивидуально-психологические  свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям  данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного  выполнения. П.С. являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Выделяют общие и специальные профессиональные способности, многосторонние, полимодальные специальные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные способности. Общим для полимодальных способностей является творческость, наличие ярких образов, способность к представливанию, чувство материала, легкость образования ассоциаций, перенос и др.

      1. Общие профессиональные способности  – это психологические свойства  личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).

      2. Специальные профессиональные способности  – это психологические свойства  личности, требуемые от человека  в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. С.П.С. определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). С.П.С. возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными.

      Профессиональные  способности могут быть актуальными  и потенциальными.

Информация о работе Психограмма