Психофизиология стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Концепция стресса очень стара. Вероятно, еще доисторическому человеку приходило в голову, что изнеможение после тяжких трудов, длительное пребывание на холоде или на жаре, кровопотеря, мучительный страх и любое заболевание имеют нечто общее. Он не осознавал сходства в реакциях на все, что превышало его силы, но, когда приходило это ощущение, инстинктивно понимал, что достиг предела своих возможностей и что "с него хватит". Человек скоро должен был обнаружить, что его реакции на продолжительное и непривычное суровое испытание например плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи, протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и наконец чувствует, что больше вынести не в состоянии.

Содержание

Что такое стресс………………………………………………………………3
Виды стресса………………………………………………………………….6
Условия возникновение стресса…………………………………………......7
Три фазы стресса……………………………………………………………...8
Значение стресса……………………………………………………………..10
Механизм стресса…………………………………………………………….11
Общий адаптационный синдром…………………………………………….15
Стресс при разных индивидуальных особенностях………………………..19
Стресс и здоровье…………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...26
Литература……………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Что такое стресс.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий адаптационный синдром

 

Селье в 1956 г создал концепцию общего адаптационного синдрома.

Совокупность реакций  человеческого организма на сильные неблагоприятные воздействия, усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов-это общий адаптационный синдром. Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, вначале воспринимается (не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Затем рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу. В центральной нервной системе от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

В конечном счете, все  потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают в кору больших  полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую  систему. Если раздражитель вызывает ярко выраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция.

Таким образом, любой  раздражитель получает двойную интерпретацию: объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической  системе). Основным путем распространения стрессогенной реакции в организме является вегетативная нервная система и, в первую очередь ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

 

                                         Раздражитель

Организм человека справляется со стрессом четырьмя путями:

1) Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, на основе чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.

2) Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему: учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание учащается, увеличивается количество поступающего к тканям кислорода.

3) Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот - надпочечникам, в результате возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны осуществляют, в основном, медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

4) Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации "эндокринных осей". Этим термином обозначают эндокринные пути, по которым осуществляется реакция на стресс. Существуют три основные "эндокринные оси", которые вовлекаются в стрессовую реакцию человека: адрено-кортикальная, соматотропная и тиреоидная. Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Показано, что эти оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но, как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

Все эти биохимические  и физиологические изменения  мобилизуют организм на выраженную активность ("борьбу" или "бегство"). Когда конфликтная ситуация требует немедленного ответа, адаптивные механизмы работают четко и слаженно, биохимические реакции ускоряются, а следующие за ними функциональные изменения в органах и тканях позволяют организму реагировать на стрессор с удвоенной силой.

В жизни первобытного человека большинство стрессовых воздействий  завершалось выраженной активностью  организма (реакция "борьбы или бегства"). В современном мире стресс, нередко  ограничиваясь только внутренними проявлениями, может приобретать затяжной характер. В этом

 

случае у организма  нет шансов нормализовать уже  включившиеся стресс-адаптационные  процессы, хотя нервная система продолжает реагировать на стрессоры привычным  для организма человека способом. При этом ни одну из вышеописанных  физиологических реакций нельзя произвольно исключить из традиционного комплекса реагирования.

Развитие стресса во времени делится на три стадии:

- стадия тревоги - активация эндокринных путей, связанных с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма.

- стадия резистентности - стадия максимально высокого уровня сопротивляемости организма вредным воздействиям. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к воздействию вредоносных факторов. Все усилия организма направлены на поддержание состояния гомеостаза в изменившихся условиях.

- стадия истощения - адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпали себя. В некоторых случаях под угрозой может оказаться выживание организма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

             Стресс при разных индивидуальных особенностях

При воздействии широкого круга стрессоров, их значение для разных индивидуумов может сильно меняться. Стресс это некое состояние, которое является не как что-то, навязанное извне, а как реакция организма на внутренние и внешние процессы, которые напрягают физиологические или психологические интегративные способности до степеней, близких к пределу или превышающих его.

В исследованиях стресса все больше уделяют внимания индивидуальным различиям между людьми и пытаются коррелировать психофизиологические изменения (биохимические, гормональные) с конкретными социальными условиями, провоцирующими возникновение стрессорной реакции.

Известно, что одни люди более, другие менее предрасположены к дистрессу. Для одних свойственно активное поведение при стрессе, для других - пассивное. По мнению Селье, это связано с индивидуальными различиями гормональной продукции при стрессе. Лица, имеющие внутренний контроль за своей деятельностью -"интерналы" (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем "экстерналы" с внешним контролем (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, полагающиеся на случай, судьбу). Установлено, что при стрессе увеличение гормона роста в крови происходит только у людей, характеризуемых высокой степенью эгоизма. У невротических личностей при психоэмоциональном стрессе обнаружено увеличение в крови как кортизола, так и гормона роста. Выявлено повышение при стрессе уровня кортизола в крови у лиц, склонных к оборонительному поведению, хотя они были общительны и у них не отмечалось чувства тревоги. Возрастание содержания гормона роста наблюдалось у испытуемых с такими чертами личности, как враждебность, склонность к преувеличению и т.п.

При исследовании взаимосвязи стресса и заболеваний сердечно¬сосудистой системы было выделено два полярных типа поведения.

Тип поведения А - поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения, характеризующийся преобладанием симпатического типа реагирования и тип поведения Б - поведение, характеризующееся преобладанием парасимпатического типа реагирования (см.2).

M.Friedman,R.Rosenman (1974) дали общее описание личностных характеристик людей с поведением типа А, которые могут быть склонны к индивидуальным болезням стресса (ИБС): высокий темп жизни для достижения выбранной, но нечетко сформулированной цели, постоянное стремление к соревнованию и конкуренции, настойчивое желание признания и выдвижения, привычка ускорять темп многих физических и психических функций, исключительная физическая и психическая готовность к действию. Люди типа А нетерпеливы и беспокойны, говорят быстро и выразительно, им свойственна живость, настороженность, напряжение лицевых мышц, они часто сцепляют пальцы, переступают ногами. Люди типа Б характеризуются как спокойные, уравновешенные, однако они отличаются от типа А отсутствием стремления к соревнованию, умением отдыхать по окончании работы.

Авторы показали, что лица, имеющие поведение типа А, страдают ИБС в 7 раз чаще, чем лица типа Б. О значении описанных особенностей характера и поведения в развитии коронарного атеросклероза и ИБС свидетельствуют многие исследования. Исследования психофизиологических коррелятов типов поведения А-Б отмечают, что у людей типа А по сравнению с типом Б повышена реактивность симпатоадреналовой системы (САС) и имеется несоответствие между увеличенным уровнем адренокортикотропного гормона в крови и содержанием кортизола. Есть сведения, что лица типа А имеют функциональные нарушения гипоталамо-гипофизарной системы. Таким образом, особенности поведения людей типа А хорошо согласуются с физиологической характеристикой лиц, находящихся в состоянии постоянного эмоционального напряжения.

Исследования КГР,ЭМГ мышц и сердечно-сосудистых показателей в покое и во время задачи по слежению у людей типа А и типа Б показали, что не все компоненты комплекса, означаемого как тип А, имеют отношение к функционированию сердечно-сосудистой системы (Ohman et all,1988). Исследования вегетативных и нейрогуморальных реакций на два вида стрессоров (умственная нагрузка и высокоинтенсивная стимуляция в условиях социального неодобрения) у людей типа А не подтвердили точку зрения о высокой симпатоадреналовой реактивности лиц с поведением типа А. Сделано предположение, что на полюсе, противоположном возбудимому и амбициозному типу А, находится не релаксированный тип Б, а тип, склонный к подавляемым тревожным   реакциям. (B.Lanfranconi,1988).

Несмотря на то, что пока еще не существует единой психологической теории поведения типа А, исследователи признают наличие этого феномена и его связь с развитием психосоматической патологии. Терапия стрессовых состояний - сложная задача, включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отметить, в первую очередь, собственную позицию человека. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и за свое здоровье.

 

 

 

                                     

 

                                              

 

 

 

                                              Стресс и здоровье  
Психосоматические болезни. Заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются "на нервной почве". Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12перстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства, а также нарушения менструального цикла у женщин, климактерический синдром и т.д. Несмотря на то, что все эти болезни разные, их объединяет целый ряд общих признаков. 1. Начало заболевания провоцируется психическими факторами (психическая травма, эмоциональный стресс), действие которых может быть кратковременным (смерть близкого человека), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства). 2. Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение или рецидив болезни. 3. Течение заболевания в определенной степени зависит от пола и стадии полового созревания. Например, бронхиальная астма до периода полового созревания в 2 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, в то время как в более зрелом возрасте - чаще у женщин, чем у мужчин. Хроническая крапивница и тиреотоксикоз более характерны для женщин, а коронарная болезнь и артериальная гипертония - для мужчин. 4. Психосоматические расстройства обычно протекают фазно и их обострения в той или иной степени носят сезонный характер. Так, сезонные осенне-весенние обострения свойственны язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, а в течении псориаза выделяют летнюю и зимнюю форму. 5. Психосоматические болезни возникают у лиц с генетической и конституциональной предрасположенностью. Практическим врачам этот факт хорошо известен. В наследственности у страдающего гипертонией есть обязательно "гипертоники", язвенной болезнью - "язвенники". Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у разных людей различные реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями. Если у личности вспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессивным реакциям и вынужденной их сдерживать обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого, впечатлительного, с комплексом неполноценности - неспецифический язвенный колит. Психосоматические болезни - это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т.к. он не изолирован от влияния окружающей среды. Г. Селье утверждал, что даже "спящий человек испытывает стресс... Полная свобода от стресса означает смерть". Однако, воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического и физического состояния человека. Конечно, адаптационные (приспособительные) возможности у молодого, крепкого, физически здорового, оптимистично настроенного человека гораздо выше, чем у старого, слабого физически, уже не раз подвергавшегося воздействию стрессовых влияний. Именно от исходного состояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на "разрушение" ею. Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную нервную систему и проявляется в виде различных вегетативно-сосудистых реакций. Психогенная ситуация как провоцирующий фактор запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации. Наиболее часто встречаются три типа таких реакций: 1) реакция со стороны выделительных органов - слюнотечение, потливость, рвота, учащенное мочеиспускание, понос ("медвежья болезнь"). Могут возникать при волнении перед экзаменом, ответственным докладом и т. д.; 2) температурная реакция. Повышение температуры часто наблюдается у детей в любой стрессовой ситуации (прорезывание зубов, сильный плач, переутомление). Температурная реакция характерна и для некоторых женщин, причем в длительной психотравмирующей ситуации может держаться субфебрилитет (37,0-37,5°С); 3) реакция со стороны сердечно-сосудистой системы в виде сердечных спазмов, повышения артериального давления, учащенного сердцебиения. Любая неспецифическая реакция может сопровождаться тревогой или страхом. При повторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительной психотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичность в виде поражения отдельных органов и систем организма. Другими словами, поражается орган-"мишень", имеющий к этому наследственную предрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональны и в ряде случаев маскируют или зашторивают психические заболевания (неврозы, депрессии). В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимый характер, что затрудняет ее лечение. Особенности развития психосоматических болезней диктуют и своеобразие терапевтического вмешательства. Прежде всего необходимо купировать непосредственную сомато-вегетативную реакцию организма (подъем АД, боль в сердце, прободение язвы). Затем необходимо присоединить психотропные средства (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные, ноотропы), опосредовано стабилизирующие физические функции. Кроме того, весь процесс лечения поврежденных органов и систем должен сопровождаться психотерапией, направленной на коррекцию личностных черт больного, его реакции на окружающее, разрешение психотравмирующей ситуации, урегулирование взаимоотношений в семье и т. д. Только весь лечебный комплекс может способствовать выздоровлению. Для претворения этого комплекса в жизнь требуется консультация и помощь психиатра, психотерапевта или психоневролога. Соматогенные психозы (психические расстройства при соматических заболеваниях). Психические нарушения, возникающие в связи с патологией внутренних органов и систем, составляют специальный раздел психиатрии - соматопсихиатрию. Несмотря на разнообразие психопатологической симптоматики и клинических форм соматической патологии, их объединяет общность патогенетических механизмов и закономерностей развития. Диагноз "соматогенного психоза" ставится при определенных условиях: необходимо наличие соматического заболевания; временной связи между соматическими и психическими нарушениями, взаимозависимости и взаимовлияния в их течении. Симптомы и течение зависят от характера и этапа развития основного заболевания, степени его тяжести, эффективности проводимого лечения, а также от индивидуальных особенностей больного, таких как наследственность, конституция, характер, пол, возраст, состояние защитных сил организма и наличия дополнительных психосоциальных вредностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в ходе данной работы было выяснено, что стресс – это неспецифический ответ организма на очень сильные воздействия любой природы.

Стресс-реакция включает 3 стадии:

вначале трудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит – стадия тревоги); затем адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора); теряет силы и «смерть» (длительное влияние стрессора – стадия истощения).

Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Стресс – особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности. Стресс, возникающий в сложных условиях,- феномен психической деятельности. Состояние психической напряженности (стресса) возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность. Таким образом, стресс, прежде всего, оказывает мобилизующее влияние на организм, в результате которого происходит адаптация к действию чрезвычайных воздействий.

 

Литература:

1.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. // СПб.: «Питер», 2005.

2.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. // Медгиз, М., 1960.

3.Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1991г.

4.Современный Гуманитарный Университет Рабочий учебник. Психофизиологические исследования функциональных состояний и эмоций, Москва 1990г.

5.  Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001г.




Информация о работе Психофизиология стресса