4.
Интроекция. Это символическая интернализация
(включение в себя) человека или
объекта. Действие механизма противоположно
проекции. Интроекция выполняет
очень важную роль в раннем
развитии личности, поскольку
на ее основе усваиваются родительские
ценности и идеалы. Механизм актуализируется
во время траура, при потере близкого человека.
С помощью интроекции устраняются различия
между объектами любви и собственной личностью.
Порой вместо озлобленности или агрессии
по отношению к другим людям уничижительные
побуждения превращаются в самокритику,
самообесценивание, потому что произошла
интроекция обвиняемого. Такое часто встречается
при депрессии.
5.
Рационализация. Это защитный механизм,
оправдывающий мысли, чувства,
поведение, которые на самом деле неприемлемы.
Рационализация – самый распространенный
механизм психологической защиты, потому
что наше поведение определяется множеством
факторов, и когда мы объясняем его наиболее
приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем.
Бессознательный механизм рационализации
не следует смешивать с преднамеренными
ложью, обманом или притворством. Рационализация
помогает сохранять самоуважение, избежать
ответственности и вины. В любой рационализации
имеется хотя бы минимальное количество
правды, однако в ней больше самообмана,
поэтому она и опасна.
6.
Интеллектуализация. Этот защитный
механизм предполагает преувеличенное
использование интеллектуальных
ресурсов в целях устранения
эмоциональных переживаний и
чувств. Интеллектуализация
тесно связана с рационализацией и подменяет
переживание чувств размышлениями о них
(например, вместо реальной любви – разговоры
о любви).
7.
Компенсация. Это бессознательная
попытка преодоления реальных
и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение
универсально, поскольку достижение статуса
является важной потребностью почти всех
людей. Компенсация может быть социально
приемлемой (слепой становится знаменитым
музыкантом) и неприемлемой (компенсация
низкого роста – стремлением к власти
и агрессивностью; компенсация инвалидности
– грубостью и конфликтностью). Еще выделяют
прямую компенсацию (стремление к успеху
в заведомо проигрышной области) и косвенную
компенсацию (стремление утвердить себя
в другой сфере).
8.
Реактивное формирование. Этот защитный
механизм подменяет неприемлемые для
осознания побуждения гипертрофированными,
противоположными тенденциями. Защита
носит двуступенчатый характер. Сначала
вытесняется неприемлемое желание, а затем
усиливается его антитеза. Например, преувеличенная
опека может маскировать чувство отвержения,
преувеличенное слащавое и вежливое поведение
может скрывать враждебность и т. п.
9.
Отрицание. Это механизм отвержения
мыслей, чувств, желаний, потребностей
или реальности, которые неприемлемы
на сознательном уровне.
Поведение таково, словно проблемы не
существует. Примитивный механизм отрицания
в большей мере характерен для детей (если
спрятать голову под одеялом, то реальность
перестанет существовать). Взрослые часто
используют отрицание в случаях кризисных
ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение
смерти, потеря близкого человека и т.п.).
10.
Смещение. Это механизм направления
эмоций от одного объекта к
более приемлемой замене. Например,
смещение агрессивных чувств
от работодателя на членов
семьи или другие объекты.
Смещение проявляется при фобических
реакциях, когда тревожность от скрытого
в бессознательном конфликта переносится
на внешний объект.
В
психологическом консультировании
мы, как правило, сталкиваемся с использованием
непригодных защитных механизмов для преодоления
тревожности.
Очень
важно позволить клиенту выговориться
и выразить свою тревожность, потому
что беспокойный клиент мало что
слышит, до него не доходят увещевания
консультанта. Невысказанная тревожность
безгранична. Когда она "одевается" в словесную
оболочку, то фиксируется в пределах слов
и становится объектом, который может
"увидеть" как клиент, так и консультант.
Происходит значительное уменьшение дезорганизующей
силы тревожности. Следовательно, с тревожным
клиентом необходимо обсуждать его состояние.
Нельзя забывать, что мы имеем дело по
существу со скрытыми в бессознательном
чувствами, поэтому бесполезно давить
на клиента, чтобы он скорее назвал причины
своей тревожности. Консультант должен
проявить понимание и терпимость. Не надо
также поддаваться искушению рассуждать
о стрессах и напряжении, свойственных
нашему времени. Это обычно не затрагивает
страданий конкретного клиента. Человеку,
раздираемому внутренним, невербализируемым
конфликтом, не следует отказывать в помощи
из-за якобы экзистенциальной природы
его тревожности. Экзистенциальная тревога
существует, однако большинство клиентов
обращается не из-за нее.
3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов
Немало
проблем в консультировании создают
негативно настроенные или открыто
враждебные (что встречается реже) клиенты.
Консультанты по-разному реагируют на
таких клиентов: одни на враждебность
отвечают раздражительностью и враждебностью;
другие стараются проявить любезность
и дружественность, пытаясь настроить
клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие
оснований для озлобленности; третьи игнорируют
состояние клиентов, ведут себя так, как
будто ничего не случилось. Возможно, в
некоторых случаях полезно рассердиться
на клиента, однако еще важнее понять причины
его состояния. Клиенту надо сказать, что
он кажется враждебно настроенным и злым.
Порой понятия "озлобленность" и
"враждебность" представляются слишком
сильными для характеристики, поэтому
свои высказывания следует формулировать
не столь категорично. Например: "Вы
кажетесь чем-то недовольным", "Вы
разочарованы?", "Не хотите ли Вы что-то
сказать?", "Это звучит, будто Вы рассержены"
и т.п. Если консультант только подозревает
клиента во враждебности, он может уточнить:
"Что произошло?", "Я что-нибудь
неправильно сказал или сделал?". В любом
случае, столкнувшись с враждебностью
клиента, не стоит вести себя так, словно
рухнул мир. Разумеется, нельзя с насмешкой
или презрением смотреть на клиента –
его враждебность всегда следует трактовать
серьезно, потому что она мешает терапевтическому
взаимодействию.
Причины
неудовлетворенности клиента могут
быть простыми – не нравится вид
или слова консультанта, консультант
слишком молод и т.п. Причины, как
правило, существуют. Чтобы разобраться
в подоплеке озлобленности клиента и эффективно
реагировать на нее, консультант должен
понимать основные черты этого состояния.
Прежде
всего, злость не является чем-то патологическим
или необычным. Каждый изредка сердится
или, точнее говоря, способен разозлиться.
Нет такой жизненной ситуации, в которой
не могли бы проявиться чувство злобы,
злая мысль или действие. Некоторые совершаемые
в жизни дела также, хоть в малой степени,
мотивированы злобой. Враждебность имеет
свой смысл – она является средством самозащиты,
кроме того, она значительно действеннее,
чем страх. Иначе говоря, злость является
не только сигналом, предупреждающим об
опасности, подобно тревожности и страху,
но и чувством, обусловливающим самозащиту,
она порождает агрессивность.
Консультанту
важно знать происхождение озлобленности. Причины
озлобленности каждого клиента скрыты
в его жизненных обстоятельствах. Злость
"исторична", т.е. имеет свое прошлое,
у каждого человека неповторимое. В течение
жизни, особенно в детские годы, формируется
индивидуальный "стиль враждебности",
т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается
и вымещается злость. Одни клиенты сердятся,
когда консультант говорит повелительным
тоном; другие – когда ясно и точно не
указывает, что делать; третьи – когда
задает много личных вопросов, потому
что это кажется им излишним любопытством.
Сходные обстоятельства одних клиентов
делают враждебными, других – нет. В основном
эти различия обусловлены своеобразием
жизненного опыта. Консультанту нелегко
в достаточной мере проследить индивидуальную
историю озлобления клиента, однако важнее
всего понять, что злость главным образом
"привнесена" в консультирование
и напрямую не связана с тем, что говорит
и делает консультант. Иногда в конкретный
момент консультант непосредственно "замещает"
некоего человека или ситуацию из прошлой
жизни. Когда клиент, особенно в начале
консультирования, враждебен, подозрителен,
зол, консультант должен знать, что источник
этих чувств находится внутри самого клиента.
Нередко консультант склонен обвинять
себя, поскольку ему кажется, что клиенты
всегда уважают хорошего консультанта
и никогда не должны злиться на него. Это
неверно – злость является универсальным
чувством, и не следует питать иллюзий
по поводу отсутствия враждебности при
хорошем консультировании. Она может возникнуть
и возникает. Необходимо знать другое
– консультант, по отношению к которому
клиент не может свободно выражать свою
неудовлетворенность или злость, – плохой
консультант.
В
консультировании следует иметь
в виду, что иногда злость скрывает
тревожность. В таких случаях
необходимо помочь клиенту
разобраться в его подлинных чувствах
и таким образом трансформировать враждебность.
Хотя
консультанту нелегко оставаться спокойным
при столкновении с озлобленностью
клиента и выслушивать неприятные
вещи о себе, однако не надо забывать, что отвечать
враждебностью – значит провоцировать
еще большую враждебность.
Консультант
обязан осознать свои чувства в подобных
ситуациях, идентифицировать свое недовольство,
чтобы эффективнее помочь клиенту
преодолеть его озлобленность. Когда
на враждебность клиента мы
не отвечаем недоброжелательностью, в
конечном счете, увеличивается обоюдное
понимание, возрастает сотрудничество
в достижении общих целей.
Существует
большая разница между озлобленностью
клиента, возникающей в процессе
консультирования, и прямыми оскорблениями
в адрес консультанта. К оскорблениям
консультант ни в коем случае не должен
оставаться толерантным, так как они вредят
также самому клиенту. Обычно агрессия
по отношению к консультанту выражается
косвенно. Один из вариантов такого поведения
– порицание коллег консультанта, с которыми
клиент встречался прежде. Иногда претензии
бывают справедливы, поскольку не все
психологи и психотерапевты совершенны
и этичны в своем поведении. Но в большинстве
случаев сообщается или полная неправда,
или очень искаженная информация. По существу,
таким образом, клиент вынуждает консультанта
согласиться с ним или провоцирует дискуссию.
Обе линии поведения неприемлемы. Консультант
чувствует себя неуютно, а клиент ждет
ответа. В таких случаях следует, не конкретизируя
своей позиции, просто дать клиенту возможность
полнее поделиться своими переживаниями.
Что касается неконтролируемой враждебности
к консультанту, напомним широко распространенный
миф об особой опасности консультирования
психически больных. На самом деле реальную
опасность представляют лишь немногие
такие больные (страдающие параноидной
шизофренией, манией, органическими нарушениями
психики). Большинство из них все-таки
контролируют свою агрессивность. Однако
при возникновении опасной ситуации консультанту
не нужно демонстрировать неуместный
героизм. Оставаясь спокойным и не угрожая
клиенту, следует сказать, что агрессивное
поведение недопустимо и в случае необходимости
будут приняты дисциплинарные меры. В
наставлении не должна звучать враждебность.
Обычно критичные клиенты смиряются с
ограничениями, потому что сами обеспокоены
последствиями своего поведения.
Гораздо
чаще в консультировании встречается
скрытая враждебность, которую консультант
невольно чувствует. Справиться с ней
сложнее, чем с откровенной агрессивностью.
Большинство клиентов бывают не готовы
к идентификации затаенной враждебности,
да и консультанту небезопасно превращать
скрытую враждебность в открытую. Тем
не менее, если в беседе с клиентом мы почувствуем
что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать
свои переживания, открыто выразить их,
потому что любые невыраженные сильные
эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют
логическое мышление и поведение, способствуют
возникновению психосоматических симптомов
и затрудняют процесс консультирования.
Библиографический
список
1.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и
практика консультирования. СПб:
Питер, 2002.
2.
Клиническая психология./Под ред.
Перре М., Бауманна У. СПБ: Питер,
2002.
3.
АбрамоваГ. С. Практикум по
психологическому консультированию.
– Екатеринбург,1995.
4.
Меньшиков В.Ю. Введение в психологическоеконсультирование.
-М., 1998.
5.
Мэй Р. Искусство психологического
консультирования.- М., 1994.
6.
Папуш М. Практическая психотехника.
– СПб., 1997.
7.
Лестер Тобиас. Психологическое
консультирование и менеджмент. М.: Класс,
1997.
8.
Психологический словарь./Под ред.
Неймера Ю.Л. Ростов-на-Дону: Феникс,
2003.
9.
Хьелл, Зиглер. Теории личности. СПб:
Питер, 2002.