Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:30, контрольная работа
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.Цель контрольной работы – рассмотреть особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста (1-4 класс 7-11 лет).
3. Готовность к школе: цели и задачи диагностики
Система психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристик их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, в том числе и интеллектуальных способностей.
На основе применения данной
системы методик можно
Психодиагностической оценки в рамках данного комплекса подлежат:
1. Общая ориентация детей в окружающем мире
2. Отношение ребёнка к обучению в школе
3. Внимание
4. Память
5. Мышление
6. Речь
7. Художественно-изобразительные способности
8. Трудовые умения и навыки
9. Мотивация достижения успехов
10. Личностные качества
11. Межличностные отношения
Пользуясь методиками, включёнными
в данный комплекс, можно определить,
в каком отношении ребёнок
готов и не готов к обучению
в школе, в чём он больше или
меньше продвинулся вперёд в своём
развитии. Эти методики позволяют
выяснить склонности, задатки, и способности
детей, с первых шагов обучения ребёнка
в школе вести с ним
Проведение комплексной
систематической
В данный комплекс включены такие методики, которые модно применят для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.
Оценки, полученные по всем
методикам, переведены в единую, стандартизированную
систему оценок, и записываются в
Карту индивидуального
В комплекс входит три типа методик: те, которые обычно используются только при поступлении детей в школу, те, которые применяются как для диагностики готовности к обучению в школе, так и для оценки уровня психологического развития; те, которые используются только при оценивании уровня психологического развития детей.
Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, - познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребёнка, для всех имеются специальные методики.
Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребёнка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.
Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик стоит задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развивать под влиянием обучения и воспитания, т.е. служить показателями уровня психологического развития детей. Это касается, например, оценки внимания, памяти, мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.
Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 минут. Общее время, затрачиваемое на целостное, разносторонне обследование каждого ребёнка составляет в сумме от 3 до 6 часов в зависимости от состава избранных методик и скорости работы над ним детей.
Психодиагностика детей, проводимая, с помощью представленного далее комплекса методик решает следующие задачи:
1. Выясняется, как развивается данный ребёнок.
2. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.
3. Выясняются причины отставании ребенка в учёбе или причины плохого воспитания.
Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей с помощью описываемого комплекса методик, состоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О таких возможностях и условиях, которые при этом необходимо соблюдать, говориться в комментариях к каждой методике. Если таких комментариев нет, то это означает, что данную методику одинаковым образом можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования детей.
Прежде чем приступить к проведению психодиагностического обследования, рекомендуется сделать следующее:
1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней.
2. Прочесть комментарии к данной методики.
3. Подготовить необходимые
для проведения методики
4. Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребёнка и обработать результаты.
Внимание – один из главных
психологических процессов, от характеристики
которого зависит оценка познавательной
готовности ребёнка к обучению в
школе, успешность его учебной деятельности.
Многие проблемы, возникающие в учении,
особенно в начальный его период,
непосредственно связаны с
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, всё же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребёнка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств.
В предлагаемый комплекс методик вошли в основном такие, при помощи которых оцениваются хотя и индивидуально устойчивые, но вместе с тем и компенсируемые свойства внимания детей.
В качестве основного методического,
стимульного материала для
Для практической оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же лист бумаги с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной.
Методика 1. Определение продуктивности и устойчивости внимания
Ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В это игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получиться не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их.
Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребёнок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребёнком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Продуктивность и устойчивость внимания ребёнка определяются по формуле:
S= 0, 5 N – 2, 8 n / 60
где: S – показатель продуктивности и устойчивости внимания; N - количество колец, просмотренных ребёнком за минуту; n – количество ошибок, допущенных ребёнком за это же время.
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
Методика 2. Оценка распределения внимания
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачёркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причём первое кольцо следует зачёркивать одним способом, а второе другим.
Методика 3. Оценка переключения внимания
Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции: «В течение первой минуты вы должны будите находить и зачёркивать одним способом кольца одного типа, а в течении следующей минуты – кольца другого типа, и так далее по очереди в течении всех пяти минут».
Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в других предыдущих методиках, причём к данной методике в равной степени относится замечание, касающееся предыдущей методики.
Память человека ещё более
многоаспектна, чем его внимание,
и с помощью одной или двух
методических проб, одного или двух
частных показателей
Для успешного обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти:
1. Кратковременную зрительную
и слуховую, включая их объём
и способность удерживать
2. Опосредованную память,
которая характеризуется
3. Важно также правильно
и точно оценить динамические
особенности процесса
Рассмотрим способы
Методика 4. Определение объёма кратковременной зрительной памяти
Ребёнку поочерёдно предлагают каждый из следующих двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребёнок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все лини, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвёл по памяти правильно.
Правильно воспроизведённой считается линия, длина и ориентация которой ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке.
Полученный показатель, равный
числу правильно
Методика 5. Оценка оперативной зрительной памяти
Оперативную зрительную память ребёнка и её показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребёнку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребёнок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображённых на отдельной карточке треугольников.
Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в минуту на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.
Ошибками считаются
Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.