Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.Цель контрольной работы – рассмотреть особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста (1-4 класс 7-11 лет).

Работа содержит 1 файл

психодиагностика.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

 

3. Готовность к школе: цели  и задачи диагностики

 

Система психодиагностических методик для детей младшего школьного  возраста предназначена для комплексной  оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а  также учащихся начальных классов, включая характеристик их познавательных процессов, личности и межличностных  отношений, оценку имеющихся у них  практических умений и навыков, в  том числе и интеллектуальных способностей.

На основе применения данной системы методик можно оценивать  психологическую готовность детей  к обучению в школе, их психологическое  развитие во время обучения в начальных  классах с 1 по 4 включительно.

Психодиагностической оценки в рамках данного комплекса подлежат:

1. Общая ориентация детей  в окружающем мире

2. Отношение ребёнка к  обучению в школе

3. Внимание

4. Память

5. Мышление

6. Речь

7. Художественно-изобразительные  способности

8. Трудовые умения и  навыки

9. Мотивация достижения  успехов

10. Личностные качества

11. Межличностные отношения

Пользуясь методиками, включёнными  в данный комплекс, можно определить, в каком отношении ребёнок  готов и не готов к обучению в школе, в чём он больше или  меньше продвинулся вперёд в своём  развитии. Эти методики позволяют  выяснить склонности, задатки, и способности  детей, с первых шагов обучения ребёнка  в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Проведение комплексной  систематической психодиагностики позволяет оценивать эффектность  учебно-воспитательной работы в школе  с точки зрения того, в какой  мере она способствует продвижению  детей вперёд в своём психологическом  развитии.

В данный комплекс включены такие методики, которые модно  применят для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

Оценки, полученные по всем методикам, переведены в единую, стандартизированную  систему оценок, и записываются в  Карту индивидуального психологического развития ребёнка младшего школьного  возраста.

В комплекс входит три типа методик: те, которые обычно используются только при поступлении детей  в школу, те, которые применяются  как для диагностики готовности к обучению в школе, так и для  оценки уровня психологического развития; те, которые используются только при  оценивании уровня психологического развития детей.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются  дети, - познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все  они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребёнка, для всех имеются  специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик  подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребёнка, а  также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при  оценивании каждого познавательного  процесса можно получить много различных  показателей, то при создании данного  комплекса методик стоит задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые  сами могут развивать под влиянием обучения и воспитания, т.е. служить  показателями уровня психологического развития детей. Это касается, например, оценки внимания, памяти, мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.

Каждая методика позволяет  получить один показатель и требует  для своего проведения от 5 до 10 минут. Общее время, затрачиваемое на целостное, разносторонне обследование каждого  ребёнка составляет в сумме от 3 до 6 часов в зависимости от состава избранных методик и скорости работы над ним детей.

Психодиагностика детей, проводимая, с помощью представленного  далее комплекса методик решает следующие задачи:

1. Выясняется, как развивается  данный ребёнок.

2. Своевременно выявляются  имеющиеся у него задатки и  способности.

3. Выясняются причины  отставании ребенка в учёбе или причины плохого воспитания.

Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей с помощью описываемого комплекса методик, состоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О таких возможностях и условиях, которые при этом необходимо соблюдать, говориться в комментариях к каждой методике. Если таких комментариев нет, то это означает, что данную методику одинаковым образом можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования детей.

Прежде чем приступить к проведению психодиагностического  обследования, рекомендуется сделать  следующее:

1. Ознакомиться с текстом  методики, внимательно разобраться  в ней.

2. Прочесть комментарии  к данной методики.

3. Подготовить необходимые  для проведения методики материалы.

4. Провести пробное обследование  с помощью данной методики  хотя бы одного ребёнка и  обработать результаты.

Внимание – один из главных  психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребёнка к обучению в  школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, всё же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребёнка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств.

В предлагаемый комплекс методик  вошли в основном такие, при помощи которых оцениваются хотя и индивидуально  устойчивые, но вместе с тем и  компенсируемые свойства внимания детей.

В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания младших школьников выбраны  кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста.

Для практической оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот  же лист бумаги с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной.

Методика 1. Определение  продуктивности и устойчивости внимания

Ребёнку предлагается бланк  с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь  внимателен и работай как можно  быстрее». В это игре ты будешь соревноваться  с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это  получиться не хуже, чем у остальных  детей».

Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их.

Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор  произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставить  черту в том месте бланка с  кольцами Ландольта, где его застала команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребёнок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребёнком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Продуктивность и устойчивость внимания ребёнка определяются по формуле:

 

S= 0, 5 N – 2, 8 n / 60

 

где: S – показатель продуктивности и устойчивости внимания; N - количество колец, просмотренных ребёнком за минуту; n – количество ошибок, допущенных ребёнком за это же время.

В процессе обработки результатов  вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся  ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

Методика 2. Оценка распределения внимания

Инструкция, которую в  этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачёркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причём первое кольцо следует зачёркивать одним способом, а второе другим.

Методика 3. Оценка переключения внимания

Здесь предлагается такой  же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции: «В течение первой минуты вы должны будите находить и зачёркивать одним способом кольца одного типа, а в течении следующей минуты – кольца другого типа, и так далее по очереди в течении всех пяти минут».

Обработка, представление  и интерпретация результатов  те же самые, что и в других предыдущих методиках, причём к данной методике в равной степени относится замечание, касающееся предыдущей методики.

Память человека ещё более  многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно  оценить её практически невозможно.

Для успешного обучения в  младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти:

1. Кратковременную зрительную  и слуховую, включая их объём  и способность удерживать информацию  в соответствующих видах оперативной  памяти. Без наличия хорошей кратковременной  и оперативной памяти любая  информация, воспринимаемая с помощью  основных органов чувств, - учебная,  трудовая, социальная и другая, не  будет попадать в долговременную  память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием  и самостоятельным, инициативным  использованием ребёнком различных  средств запоминания, хранения  и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно  и точно оценить динамические  особенности процесса запоминания  и припоминания, включая такие  показатели, как динамичность заучивания  и его продуктивность, количество  повторений, необходимых для безошибочного припоминания определённого набора единиц информации.

Рассмотрим способы определения  всех этих видов и показателей  памяти по порядку.

Методика 4. Определение  объёма кратковременной зрительной памяти

Ребёнку поочерёдно предлагают каждый из следующих двух рисунков. После предъявления каждой части  рисунка, А и Б, ребёнок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все лини, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвёл по памяти правильно.

Правильно воспроизведённой считается линия, длина и ориентация которой ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей  линии на исходном рисунке.

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объём  зрительной памяти.

Методика 5. Оценка оперативной зрительной памяти

Оперативную зрительную память ребёнка и её показатели можно  определить при помощи следующей  процедуры. Ребёнку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному  заштрихованных треугольников. После  просмотра очередной карточки она  убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и  те шесть треугольников, которые  ребёнок только что видел на отдельной  карточке. Задание заключается в  том, чтобы отыскать и правильно  указать в матрице все шесть  изображённых на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное  от деления времени решения задачи в минуту на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно  указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребёнок  не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения  этого показателя поступают следующим  образом. По всем четырём карточкам  определяется количество правильно  найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Информация о работе Психодиагностика