Психодиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - отрасль психологии, которая исследует индивидуально-психологические особенности человека.
Данная наука рассматривает особенности в динамике, в том, как психология отдельного человека меняется в силу огромного количества факторов. Изучая динамику психологических процессов, происходящих в человеке в настоящий момент, психодиагностика может с большой долей вероятности предугадать дальнейшее направление и характер этих процессов. Вследствие этого, наука может помочь человеку выявить его потенциал, каков бы он ни был: эмоциональный, рациональный, профессиональный.

Работа содержит 1 файл

Что такое психодиагностика.docx

— 82.06 Кб (Скачать)

    Что такое психодиагностика?

    Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный  распознавать) - отрасль психологии, которая исследует индивидуально-психологические  особенности человека.

    Данная наука рассматривает особенности в динамике, в том, как психология отдельного человека меняется в силу огромного количества факторов. Изучая динамику психологических процессов, происходящих в человеке в настоящий момент, психодиагностика может с большой долей вероятности предугадать дальнейшее направление и характер этих процессов. Вследствие этого, наука может помочь человеку выявить его потенциал, каков бы он ни был: эмоциональный, рациональный, профессиональный. 

    Способы и методы психодиагностики.

    В психодиагностике различают много методов для выявления особенностей психики человека. И популярность этих методов далеко не всегда совпадает с их эффективностью. Самым популярным является психологический тест. Эффективным он может быть только в том случае, если включает в себя достаточно длинный список вопросов, предлагает на выбор не два и не три, а более вариантов ответов. Среди менее популярных - так называемые творческие задания. Обычно они подразумевают под собой рисование каких-либо объектов в зависимости от цели, которую преследует диагностик, предлагая задание. Следовательно, если в результате анализа творческих заданий, диагностик наблюдает образное мышление человека, это означает, что он  раскрыл его индивидуальность, "докопался" до самых тайников его души.

    Методы  диагностики являются основными  в психологии личности, так как  на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень  развития того или иного свойства человека.

    Существуют  тесты- опросники - кратковременная проба, позволяющая установить уровень развития определенного свойства, состояния, качества у человека. Тест включает выверенные вопросы. Баллы соотносятся с нормативной шкалой.

    Рисуночные  тесты – изображения, на основе которых судят о типе личности или индивидуально- психологических особенностях человека.

    Проективные тесты (основатель- швейцарский психоаналитик Роршах)- используют либо изображение испытуемым предметов, либо дорисовывание изображений, лишенных деталей, на основе которых судят о потребностях и мотивах людей, как человек описывает свой внутренний мир, состояния и желания.

    В настоящее время сделаны и  фактически употребляются множество  психодиагностических способов. В начале ХХ в. В психодиагностике как науке  были признаны и приняты требования, предъявляемые к более развитым современным наукам, к примеру  физике. Это требования операционализации  и верификации.

    Операционализация – предполагает указания на практические деяния либо операции, которые может выполнить хоть какой исследователь, чтоб убедиться в том, что определенное в понятии явление владеет конкретно теми качествами, которые ему приписываются.

    Верификация – т. е. Всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, обязано пройти проверку на его непустоту, т. Е. На действительность существования явления, определяемого этим понятием.

    Методы  опроса существуют в виде анкетирования (фиксированные вопросы и ответы типа да, нет, не знаю), интервью (фиксированные вопросы и свободные ответы), беседы (предполагает только тему; вопросы и ответы порождаются ходом беседы). Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают дальнейшие направления изучения личности или группы. Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

    Метод социометрии, разработанный австрийско-американским психиатром Я. Морено позволяет эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. Назначение метода- установить, кто лидер и аутсайдер, существуют ли изгои данной группы.

    Метод анализа результатов  деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях его субъектов. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

    Биографический  метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

    Генетический  метод (исследования психического развития изучает развитие различных социальных групп в процессе формирования , во временной динамике.

    Блинецовый  метод основан на выяснении вопроса- среда или сама природа определяет психологическое развитие человека. Исследуются монозиготные близнецы, которые вырастают из одной материнской клетки. Оказалось, что если близнецы воспитываются в одной и той же среде, то они оказываются очень непохожими друг на друга, если же оказываются разделенными, то наблюдается обратная картина. Это объясняется тем, что при совместном воспитании они образуют малую группу, которая развивается по известным законам- один лидер- другой ведомый; при разделении- в силу генетической схожести- развиваются одинаково.

    Математические  методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования. 
 
 
 
 
 
 
 

    5 книг посвященных  психодиагностике 

Райгородский  Д.Я.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие-Самара,2006
Книга содержит три раздела: 1 — диагностика психических  состояний и свойств личности; 2 — диагностика межличностных  и семейных отношений; 3 — диагностика  профессионального подбора кадров — и представляет собой наиболее полное из опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов практической психодиагностики. Методики и тесты сопровождаются «ключами»  — описанием способов обработки  полученных результатов.
Сборник адресован прежде всего профессиональным психологам и студентам психологических  факультетов, но будет интересен  и полезен самому широкому кругу  профессионалов и читателей.
Надеждина В. Практическая психодиагностика.

Методики  и тесты-М.: Психология, 2010

В книге представлена репрезентативная подборка классических профессиональных психодиагностических методик и тестов. Издание предназначено для специалистов-психологов и студентов высших учебных заведений. В сборнике описаны тесты и методики, относящиеся к различным направлениям психодиагностики — исследованию особенностей личности и характера, уровня интеллектуальных способностей и деловых качеств, а также коммуникативных черт личности.
 
Романова  Е.С.Психодиагностика(изд:3)-М., 2007
В учебном пособии  даются системный теоретико-методологический анализ и методическая интерпретация  основных проблем психодиагностики. Представлены материалы, отражающие требования Государственного образовательного стандарта  к содержанию учебной дисциплины "Психодиагностика", определены функции  и задачи практикующего психолога  в структуре психологической  службы, сформулированы требования к  основным компетенциям специалиста-психолога.
Для студентов психологических факультетов  вузов, слушателей системы повышения  квалификации. Может быть полезно  преподавателям психологии, а также  всем, кто интересуется проблемами современной психодиагностики.
Психодиагностика//Под ред. Забродина Ю. М., Пахальян В. Э.-М. : Эксмо,2009
Настоящий справочник посвящен одному из основных видов  работы практического психолога - психологической  диагностике. Собранные авторами-составителями  материалы дадут читателю возможность  представить современное состояние  проблем психодиагностики, понять ее сущность, специфику использования  в разных условиях. Отдельно рассматриваются  вопросы психодиагностической работы практического психолога в системе  образования, а также проблемы использования  компьютерных технологий в современной  психодиагностике.
Материалы справочника могут помочь как  преподавателю - организовать и провести учебные занятия по данному учебному предмету, так и студенту - подготовиться  к занятиям и успешно сдать  зачет или экзамен. Кроме того, книга будет полезна практическим психологам, а также другим специалистам, использующим психодиагностические методы в своей работе.
 
Психодиагностика. Глуханюк Н.С.-М.: ACADEMIA,2011
Пособие включает рабочую программу курса, теоретические  основы и практикум по психодиагностике, рекомендации для проведения индивидуальной психологической диагностики и  группового психодиагностического  обследования, задания для самостоятельной  работы, итоговый контрольный тест и вопросы для самопроверки, списки литературы, приложения. Данное издание  позволит оптимизировать подготовку студентов  в области психологической диагностики, сформировать практические умения адекватности выбора и использования диагностических  средств. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
 
О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества-М.: Феникс,2012
Данный сборник  составлен из частично переработанных и дополненных текстов литературы, указанной в данном пособии. В  нем рассматриваются различные  возможности психодиагностики личности. Показано, что в процессе психодиагностики личности могут использоваться личностные опросники, а также проективные  методы, направленные на изучение эмоциональной  сферы, сферы межличностных отношении, функциональных состояний.
Рассматриваются возможности диагностики профессиональной направленности и профессиональной компетентности. Представлены методики диагностики личности в контексте  семейной сферы (супружество, родительство). Сборник содержит варианты методик, наиболее зарекомендовавших себя в  практической психодиагностике. Представлены методические рекомендации к выполнению этих методик. Книга рассчитана на широкий  круг читателей, студентов факультетов  психологии и педагогики, а также  предназначена для практикующих специалистов
 
 

    Методики  психодиагностики

    Рассмотрим  нижеследующие методики психодиагностики.

    Бланковые методики – составляют большая часть из них. В них испытуемому дают серию суждений либо вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

    Эти методики просты для разработки, использования  и обработки результатов.

    Опросные  методики – занимают второе место по частоте внедрения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

    Данные методики тяжело стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

    Рисуночные  психодиагностические методики – употребляют созданные испытуемым картинки, которые могут иметь тематический либо спонтанный характер. Время от времени употребляется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

    Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Используются все почаще, т. К. Методики данной группы более валидные и информативные.

    Объективно-манипуляционные  методики – в которых решаемые испытуемыми задачки предлагаются им в форме настоящих предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. П.

Информация о работе Психодиагностика