Психодиагностика в управлении персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 06:10, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть социально-психологический климат в группе.

Задачи:
изучить психодиагностику в оценке качеств персонала;
выявить характеристику и групповые явления;
рассмотреть вопросы оценки социально-психологического уровня персонала группы.

Содержание

Введение 4
1. Психодиагностика в оценке качеств персонала 5
2. Характеристики и групповые явления 8
3. Оценка социально-психологического уровня персонала группы 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

психодиагностика.Болатова.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     3. Оценка социально-психологического уровня персонала группы

 

     В процессе формирования формальной и  неформальной структур групп и их интерференции могут возникать  многочисленные конфликты. Конфликт, превращающийся в проблему, группа пытается разрешить  в ходе дискуссии и классификации  причин возникшей ситуации.

     Часто это означает борьбу между частью группы и ее неформальным лидером. Результат  подобной конфронтации имеет существенное значение для дальнейшей судьбы функционирования группы. В таких случаях дискуссия  часто ведется для выяснения и понимания такого явления, как соперничество. Используемые процедуры, такие как психодрама, ролевая игра, поведенческий тренинг, интенсифицируют групповые процессы, помогают работникам изменить свое поведение, переживания, тип мышления, внести свой вклад в решение общей задачи. Царящий в группе климат и эмоциональная атмосфера формируются и меняются в зависимости от нормативного давления группы, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности отдельных потребностей и сдерживания устремлений отдельных участников.

     Профессиональная  группа состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам (возраст, образование, профессия и т. д.), физиологическим  особенностям и индивидуальным характеристикам. Две последние категории имеют  важное значение для функционирования группы. Каждый член приходит в группу со своим опытом, ценностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, стилем поведения, с присущими ему видами психологических адаптационных механизмов, противоположными социальными и индивидуальными навыками. Исходя из имеющегося опыта (часто на основе фрагментарного или поверхностного восприятия сходства со значимыми лицами), индивид приписывает отдельным участникам определенные особенности, соответствующим образом относится к ним и соответственно на них реагирует.

     Отличаясь уровнем активности, акцентуации  иерархической структуры, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью  к воздействию стресса, стремлением  к лидерству или зависимости, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся изменениям. Это означает, что состав группы влияет на поведение отдельных членов и ее функционирования, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-разному протекающий у участников. У одних отмечается пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации; третьи пополняют свои знания в результате исследовательской деятельности, работы.

     Существующие  сходства и различия между участниками, в свою очередь, могут вызывать противоположные последствия, в зависимости от цели группы и стоящих перед нею задач.

     Анализируя  психологические аспекты профессиональной группы, необходимо обратить внимание на такие факторы, как структура  и состав группы, разветвленная коммуникативная сеть, генерализация эмоциональных явлений, воздействие на индивидов норм, создаваемых как группой в ходе ее развития, так и организацией.

     Наряду  с комплексной социальной и психологической  оценкой профессиональной группы важно и определение уровня интеллектуальных способностей как индивидов, так и группы в целом (существует множество методов для оценки интеллекта).

     В мировой практике сложилась система  диагностики умственных способностей6, в ее основе лежит метод тестов, предусматривающий качественную оценку интеллекта. Здравый смысл и жизненный опыт не позволяют игнорировать многочисленные свидетельства того, что с задачами определенного рода одни люди справляются более успешно, чем другие. Группа, ориентированная на оптимальное использование человеческого потенциала, заинтересована в адекватной оценке, наиболее полном развитии и реализации человеческих способностей, в первую очередь — интеллектуальных.

     Величайший  ученый Якоб Леви Морено утверждал, что  «...все члены группы влияют друг на друга. Полное исцеление каждого невозможно без исцеления всех. Мы родились из общения, и жизнь наша состоит из общения внешнего и внутреннего...»7. Следовательно, сплоченность группы измеряется степенью сотрудничества и взаимодействия возможно большего количества подгрупп и их членов ради цели, для которой группа была образована. Экспериментальный метод в человеческой социальной ситуации помогает решить множество проблем, в том числе и экономических.

     Социометрический  тест — это, в первую очередь, исследование способов действия и поведения профессиональных групп. Гипотеза Морено о том, что человеческие социальные структуры (профессиональная группа таковой и является), образуемые реальными индивидами, имеют характерную форму организации, что было неоднократно доказано экспериментами, статистическими анализами. Между индивидами существует фактор, побуждающий их создавать позитивные или негативные отношения, парные отношения, треугольники, цепи и т. д. В данном случае социометрия является не просто суммой различных приемов, применяемых в тех или иных обстоятельствах, ее идеи являются источником, из которого возникают теоретические построения и концепции.

 

      Заключение

 

     Как считают многие психологи, сработанность, слаженность коллектива определяются степенью единства формальной и неформальной структур. И чем больше эта степень, тем больших успехов может достичь коллектив.

     Если  в группе нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальные связи в ней  начинают исчезать. Постоянное получение  впечатлений или информации — это одна из существенных потребностей человека. Как показывают исследования, для удовлетворения потребности в информации человек, иногда бессознательно, выбирает для общения того, кто может быть ее источником. Этот момент необходимо учитывать при формировании профессиональных групп.

     Каждая  профессиональная группа имеет свою внутреннюю социально-психологическую  структуру. Ее образование может  быть обусловлено многими объективными и субъективными факторами. Сложившаяся  группа сама оказывает большое влияние на коллектив и на личность. Поэтому оценка множественных социальных и психологических факторов, которые учитывает данная методика, необходима. Морально-психологический климат в профессиональной группе является одним из важнейших психологических факторов и одним из критериев его оценки является групповая сплоченность. Для сплоченности характерны не только общность цели всех работников при выполнении производственных задач, но и чувство команды, поддержки и доброжелательного отношения. Определение морально-психологического климата в профессиональной группе также входит в комплексную оценку психологических особенностей индивидов.

     Вообще, социология и психология находят  немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом  и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся групповых и личных взаимоотношений; психологи обращаются к социологическим теориям и факторам тогда, когда необходимо глубже понять механизмы взаимоотношения коллектива и личности, а также общие закономерности поведения индивидуума, а «управленцам» необходимо использовать и те и другие методы для совершенствования эффективности функционирования трудовых ресурсов.

 

      Список  литературы

 
  1. Вахрушев А.И. Психологическое тестирование в организациях. – М., 2005.
  2. Морено Я.Л. Социометрия. – М.: Академический Проект, 2001.
  3. Психологическая теория коллектива. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.
  4. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М., 1999.
  5. Степанов С.С. Диагностика интеллекта. – М.: Памятники исторической мысли, 1995.
  6. Управление в организации: Методическое пособие / Е.П. Михалева. – М., 2005.
  7. Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и ля всех. – Пермь: Алгос-Пресс, 2003.

Информация о работе Психодиагностика в управлении персонала