Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 06:52, реферат
Психологическая диагностика в России за свою вековую историю прошла несколько этапов развития и преодолела несколько кризисов.
На наш взгляд, если отказаться от излишней детализации, в развитии психодиагностики можно выделить три крупных этапа.
Психодиагностика в России – преодоление кризиса
Батурин Н.А.
Психологическая диагностика в
России за свою вековую
На наш взгляд, если отказаться от излишней детализации, в развитии психодиагностики можно выделить три крупных этапа.
Первый этап – это время зарождения российской психодиагностики (Г. И. Россолимо – 1909, Ф. Е. Рыбаков – 1910 и др.) из экспериментальной и клинической психологии (Н. Н. Ланге, А. А. Токарский). Под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке она прошла свое бурное развитие (Т. П. Соколов, А. П. Болтунов, М. Ю. Сыркин, И. Н. Шпильрейн и др.) до середины 30-х годов. За это время идеи стандартизованного изменения психических явлений нашли широкое применение в педагогике (педология) и профессиональном отборе (психотехника).
Слабая еще в то время научная
база психодиагностики, методическое
несовершенство и
Постановление вызвало
Второй этап – это медленное возрождение психодиагностики после почти 40 летнего перерыва под влиянием общего идеологического потепления 60-х годов. Выдающуюся роль в этот период сыграло: 1) широкое использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов ЛГУ под руководством Б. Г. Ананьева; перевод и адаптация некоторых зарубежных тестов сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева – в Ленинграде; 2) деятельность К. М. Гуревича и сотрудников Психодиагностического института психологии РАО – в Москве; 3) работы В. М. Блейхера и Л. Ф. Бурлачука – в Киеве; 4) проведение первых Всероссийских конференций по психодиагностике – в Таллинне.
В след за этим в 80-е годы начался период интенсивного развития психодиагностики. Постепенно происходило преодоление ее отставания от развивавшейся в более спокойных условиях зарубежной психодиагностики.
Преодоление отставания шло
Первый – это создание с начала 1980-х годов большого количества новых отечественных диагностических методик (Личко, 1970; Иванова, 1973; Доскин и др. 1973; Ласко и Тонконогий, 1974 и др.). В последующие 10 лет были созданы десятки методик (Столин, 1986; Шмелев, 1982; Мельников и Ямпольский, 1985; Залевский, 1987 Якиманская, 1991; Сенин, 1991; Романова, 1991 и многие др.). Большая их часть была предназначена только для исследовательских целей. У их создателей не было времени, да и желания превращать их в стандартизованные, надежные и валидные тесты. Важнейшими событиями развития психодиагностики на этом этапе стали публикации трех книг: «Психодиагностическое тестирование» А. Анастази (1982), «Общая психодиагностика» (под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина (1987), «Словарь-справочник по психодиагностике» Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова (1988). Эти книги не утратили своего значения до сих пор.
Второй путь – это продолжение активного импорта зарубежных тестов. К этому времени из-за рубежа были разными путями получены большинство из базовых тестов: шкалы Векслера (WAIS и WISC), MMPI, CPI, 16-PF, тест Роршаха, ТАТ и др. Большинство из них были только переведены, причем параллельно в нескольких учреждениях и разными авторами. Средств и времени на полную процедуру адаптации и стандартизации как всегда не хватало. До поры до времени эти пробелы остро не ощущались, потому что психодиагностикой занимались считанные специалисты – выпускники факультетов психологии ведущих университетов. Методики передавались из рук в руки. Профессионализм и этика их использования контролировались за счет личного знания диагностами друг друга или через общих знакомых. Кроме того, тесты использовались в основном в научных целях или в прикладных (в хоздоговорных) исследованиях, в которых, как правило, не требовалось индивидуальной диагностики, а в основном устанавливались средне-групповые закономерности.
Ситуация резко изменилась с начала 90-х годов, когда в России начался бум подготовки психологов–практиков вначале для образования, а потом и для всех других сфер деятельности. За последние пятнадцать лет количество психологов возросло многократно, достигнув к настоящему времени нескольких десятков тысяч, а это означает, что психология превратилась в массовую профессию.
Естественно, что к такому
Еще одним следствием бурного
роста численности психологов
стал, резко возросший спрос на
психодиагностические методики. В
этот период вопреки всем
Еще одним следствием запроса на
психодиагностические методики стало
создание фирмы «Иматон», которая начала
массовое производство психодиагностического
(достаточно качественного для того периода)
инструментария, который, однако, вопреки
всемирно признанным требованиям, стал
продаваться как любой товар – любому
покупателю, распространяться по каталогам,
выписываться по почте.
Массовая подготовка педагогов-
Кризис был неизбежен. Во-
Одним из неприятных следствий кризиса психодиагностики стал почти полный отказ от использования всех тестов в некоторых практических направлениях психологии. Это, в частности, произошло в российском консультировании и психотерапии. В отличие от этого, по утверждению А. Анастази и С. Урбины, основанном на ежегодных опросах специалистов, в Америке «психологи-клиницисты и психологи-консультанты применяют достаточно разнообразные тесты» – это и «тесты интеллекта», и «комплексные батареи способностей», и «многие из личностных тестов», а также «множество коротких вопросников и оценочных шкал» (2001, с 556-557). Вне сомнения интеллект и личность психолога или психотерапевта являются важнейшими инструментами в их работе. Однако полагаться только на наблюдения психолога и самоанализ клиента (как это делают сторонники без диагностического подхода в России), на наш взгляд, неоправданно. Это напоминает средневековую медицину. Сейчас ни врачам, ни пациентам не придет в голову отказаться от диагностики на компьютерном томографе и электромагнитном резонаторе, от ЭКГ и ЭЭГ, от ультразвуковых или биохимических исследований.
И
хотя современные тесты
Третий этап развития психодиагностики начался совсем недавно, 5-7 лет назад. За эти годы многое изменилось.
Во-первых, и это, пожалуй, самое
главное, специалисты-
Во-вторых, за последние годы
Кроме этих признаков
За последние годы разработано несколько методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям и пригодных для массового использования практическими психологами, – это Универсальной и Подростковый интеллектуальные тесты – УИТ СПЧ-М и ПИТ СПЧ – (Санкт-Петербург – Челябинск) (2001, 2003), Личностный вопросник 16РФ-Б (2002), Тест практического мышления взрослых ТПМВ (2004) и многие другие.
Получены гранты или заключены договоры на право перевода, стандартизации и распространения нескольких зарубежных методик, например, Когито-центром – тесты Равена, FTT (Сказочный проективный тест) и др.; ПИ РАО – WISC-R; Ярославским университетом – В5 (Большая пятерка). Тем самым в России созданы прецеденты законного приобретения права на распространение зарубежных методик. Как известно, до сих пор переведенные тесты распространяются без официального права. Единственным оправданием таких действий является то, что тесты, имеющие хождение в России, во-первых, давно устарели и их уже не производят фирмы, обладающие правами на их распространение; во-вторых, большинство из тестов были завезены и переведены в то время, когда Россия еще не подписала Конвенцию об охране авторских прав, поэтому имеют сейчас как бы статус «народного достояния».
Вновь созданы или возобновили активную деятельность предприятия, занимающиеся изготовлением и распространением тестов и компьютерных программ: Когито-центр и Гуманитарные технологии (Москва), ПсиХРОН (Челябинск), Психодиагностика (Ярославль), Региональный социопсихологический центр (Самара) и др.
Уже второй год издается первый в России специализированный журнал «Психологическая диагностика» (главный редактор М. К. Акимова).
Издано и переиздано грамотное и одновременно доступное пособие по психодиагностике для самой большой группы психологов-практиков – для психологов образования – «Основы психодиагностики» (научный редактор А. Г. Шмелев).
Открыты и активно работают несколько профессиональных интернет-сайтов, специализированных по психологической диагностике и оценке.
Создана секция «Практическая психодиагностика» при Федерации психологов образования России.
Таким образом, анализ истории
российской психодиагностики