Психодиагностика в профессиональном консультировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие психодиагностика
5
1.1 Определение психодиагностики 5
1.2 Область применения психодиагностики 6
2. Развивающая психодиагностика, ее особенности
8
2.1 Особенности развивающей психодиагностики 8
2.2 Методы, используемые в профессиональном консультировании. 9
3. Психодиагностическое поле профессионального консультирования 11

Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Контрольная по профориентологии Грачева.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

    Развивающая диагностика представляет новый  диагностический инструментарий в психологии развития, включающий в себя особые способы стандартизации, определения валидности, надежности, особенности и методы применения и обработки их результатов. Отличительными признаками развивающей диагностики являются: отказ от статистического норматива при введении индивидуального норматива оценки результатов тестирования; возможность содействовать развитию личности самой процедурой диагностирования, вызывая тем самым эффект порождения психологических новообразований. Качественными критериями результативности развивающей диагностики являются: интеллектуальная компетентность, интеллектуальная инициатива, интеллектуальное творчество, индивидуальные познавательные стили, индивидуальные интеллектуальные предпочтения, интеллектуальная саморегуляция, интеллектуальные эмоции, обостренная интеллектуальная интуиция и рефлексия, особенности уникальности организации знаний о внешнем мире, уровни идеального и индивидуального отражения действительности, установление очевидных и неочевидных связей действительности, умения смыслопорождения новых личностных миров, гибкость, чувствительность к вариативным проблемам различных социальных практик.

    Итак, особенности развивающей психодиагностики заключаются в следующем:

  • сама диалогическая процедура обеспечивает полноценное личностное развитие субъекта исследования;
  • результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;
  • выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способностей с целью коррекции профессионально-психологического профиля личности;
  • осуществляется мониторинг профессионального развития личности;
  • определяются ограничения в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

    Методы, используемые в профессиональном консультировании.

    Для решения проблем профессионального консультирования применяют следующие методы:

    1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

    2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

    3. Методики субъективного  шкалирования и  самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого. Консультируемому предлагают определенные шкалы в словесной, числовой или графической форме для оценки и шкалирования. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования (тест Люшера), сортировки (каузометрия) и др.

    4. Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

    5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов клиента на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: «Незаконченные предложения», анализ продуктов деятельности (психобиография), тематический апперцептивный тест и др.

    6. Стандартизированное  аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками наблюдения и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

    7. Приборные психофизиологические  методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

    К этой группе психодиагностических методик  относятся также аппаратурные поведенческие  методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

    Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют  осуществить сбор информации, необходимой  для оказания профессиональной консультационной помощи. Совокупность конкретных методов диагностики, направленных на решение профессиональной консультационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности практического психолога.

 

3. Психодиагностическое поле профессионального консультирования   

    Профессиональное консультирование фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для других родственных ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех уровней профессиональной структуры (например, квалифицированными рабочими). Трудоустройство и последующее сопровождение клиента является, также очень важными дополнительными функциями консультанта в профессиональном консультировании. Задача профессионального консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации.

    Е. А. Климов отмечает, что в связи  с техническим и социальным прогрессом человек в течение всей своей  жизни фактически находится в  ситуации выбора профессии, профессиональной переориентации. Причиной этого выступают «существенные изменения содержания труда и технических средств», которые могут вызывать «необходимость доучивания, переучивания и даже смены трудового поста».

    Поэтому при проведении психодиагностики в ходе профессионального консультирования практический психолог обязательно должен иметь четкое представление о цели консультации, уметь подобрать эффективный диагностический инструментарий, произвести отбор наиболее важных материалов, обработать, проанализировать и интерпретировать данные, установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

    Ниже, в таблице, приводятся наиболее значимые области, относящиеся к профессиональному консультированию, и перечисляются рекомендуемые для использования методы психодиагностики. 
 
 
 

    Психодиагностическое  поле профессионального  консультирования

Область профессионального консультирования Методы  психодиагностика
Профессиональное  самоопределение Тесты-опросники: ДДО Е.А.Климова; опросники профессиональных интересов; тесты интеллекта: тест Амтхауэра, ШТУР, тест Векслера и др.

Тесты специальных  способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты  Люшера, Сонди, юмористических фраз и др. Беседа интервью

Профессиональная  пригодность Приборные психофизиологические  и аппаратурные поведенческие методики. Тесты интеллекта, специальных способностей. Тесты достижения 
Профессиональная  адаптация Стандартизированное аналитическое наблюдение, тесты-опросники. Проективные методики: «Завершение предложение», цветовой тест Люшера, ТАТ, фрустрационный тест  Розенцвейга, графические  проективные методики и др.
Реализация  профессионально-психологического потенциала Объективные тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способности. Опросники: потребность в достижении, самоотношение. Методики шкалирования  и самооценки. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психологическая беседа, интервью.
Профессиональный рост, карьера Объективные тесты  интеллекта, креативности.  Тесты  достижения, самоотношение. Проективные  методики: «Завершение предложения», ТАТ, фрустрационный тест Розенцвейга, Цветовой тест Люшера, графические  проективные методики. Методики шкалирования: семантический  дифференциал, методики определения самооценки, уровня притязаний и др.
Профессиональные  деструкции (стагнации, кризисы, конфликты)  Тесты-опростики:  ММРУ, тест Кеттела. Психобиография, каузометрия. Проективные методики: фрустрационный тест Розенцвейга. Методы шкалирования: репертуарные решетки Келли, методики определения самооценки, семантического дифференциала и др.
Профессиональная  реабилитация Патохарактерологический диагностический опросник А.Личко. Проективные методики рисуночной фрустрации тест Розенцвейга, графического проектирования. Тесты интеллекта, достижений и специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди. Психологическая беседа (интервью), стандартизированное наблюдение и др.
 

 

Список литературы 

  1. Климов  Е.А. Психология профессионального  самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб.,доп. – М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2003 - (стр.305-309)
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.:ПЕР СЭ,2001 – (стр.212-217)
  4. Психология труда: Учеб.для студентов высш.учеб.заведений/Под.ред. проф.А.В.Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003- (стр.175-183)
  5. Хрестоматия по профориентологии: Учебное пособие/ составители И.А. Левина, Н.В. Анашкина, Е.С. Тулинова. – Балабаново, 2009
  6. Диссертация «Развивающая психологическая диагностика в образовании», Епанчинцева Галина Александровна,  Томский государственный университет, дата защиты    15.12.2010

Информация о работе Психодиагностика в профессиональном консультировании