Психодиагностика специальных (художественных) способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).
Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изуче

Работа содержит 1 файл

худ. спо- печать.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Кузбасская  государственная педагогическая академия

Факультет дошкольной коррекционной психологии и педагогики 
 
 
 
 

Реферат

Тема: Психодиагностика специальных (художественных) способностей 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса  СДзу 09-01

Пичугина  М. М.

Проверил:

                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк

2010

  Введение.

    Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).

          Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также  и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

    Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

    Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование,  медицина, профотбор и т. д.).

    В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

       Диагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

    Психодиагностика  детей обычно проводится с целью  раннего выявления их способностей и исправления недостатков в  развитии. Первостепенное значение в ранней диагностике имеет определение задатков ребенка, его потенциальной одаренности.

    Одаренность в самом общем виде можно определить как индивидуальный познавательный, мотивационный, организаторский и  межличностный потенциал, позволяющий  ребенку до достаточно высокого уровня развивать свои способности в соответствующих видах социальной активности, добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми.

    По  определению Комитета образования  США, «одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые... в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения... Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, общения и лидерства, художественной деятельности.

    Способности к конкретной деятельности имеют много общего с другими специальными способностями. Это общее заключается, прежде всего, в том, что, например, способности к изобразительной деятельности, как и любые другие, являются продуктом исторического развития человека. Способности к художественной деятельности в историческом плане развились в процессе труда, направленном на удовлетворение материальных нужд человека. Одной из потребностей человека было художественное украшение предметов быта, орудий труда, оружия. Постепенно, по мере дальнейшего развития и совершенствования всего уклада жизни человека усложнялась и специфика художественного труда. Одновременно развивались и те психические свойства человека, которые служили условием успешного выполнения изобразительной деятельности. Совершенствование изобразительного искусства в немалой мере служило условием интеллектуального и эстетического развития человека, его познавательных возможностей и чувств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Психодиагностика художественных способностей

  Проблема психологической диагностики в сфере художественного образования чрезвычайно актуальна. В практике опытно-экспериментальной работы наблюдается явный дефицит диагностических методик и, как следствие — экспериментальных данных, позволяющих более эффективно проектировать процесс художественного, творческого развития личности.

  Актуальность проблемы психологической диагностики непосредственно связана и с поиском педагогических форм интеграции различных видов художественной деятельности, разработкой идеи полихудожественного развития детей.

       Экспериментальное изучение художественных способностей в Советском Союзе началось с исследования В.И. Киреенко (1959). Он выделил такие их компоненты, как способность точной оценки пропорций, способность оценки "светлотных" отношений, способность точного определения "на глаз" вертикали и горизонтали. Доказано, что "индивидуальные различия в отношении данной деятельности необходимо искать, прежде всего, в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений". Одним из важнейших компонентов художественных способностей в изобразительном искусстве является способность целостного или синтетического видения. Не менее существенны ряд двигательных реакций и связанное с ними мышечное "чувство", а также способность возникновения зрительно-кинестетических ассоциаций.

        До сих пор предметом научных исследований было изучение специальных художественных способностей: музыкальных (К. Сишор, Г. Ревин, Б. Теплов, К. Тарасова, Э. Гордон, Г. Цыпин, Л. Бочкарев); литературных (Л. Жабицкая, В. Ягункова, Е. Корсунский); к изобразительной деятельности (Н. Игнатьев, В. Киреенко, А. Мелик-Пашаев, В. Кузин, 3. Новлянская) и др. В этой области накоплен интересный теоретический и экспериментальный материал.

        Вместе с тем, практика показывает, что художественный опыт детей синкретичен. Для ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, жизненный опыт — это постоянно меняющийся «синаэстетический калейдоскоп», а творчество — «продленная игровая мотивация». Таким образом, возникает необходимость предоставления ребенку максимально широкого спектра художественных стимулов для полноценного развития личности, а в связи с этим необходимость изучения проблемы взаимодействия художественных, интеллектуальных и творческих способностей.

  Биографические материалы, научная литература, современная творческая и педагогическая практика свидетельствуют о том, что художественная одаренность — не сумма специальных способностей, а комплекс, «индивидуальная комбинация» различных личностных свойств. Наиболее высоких результатов в развитии художественных талантов достигали те художники, которые обладали не только специальными способностями в какой-то одной области искусства, но и способностями более высокого уровня — универсальными, благодаря которым легко осуществляется перенос в другие области творчества. Примеров более чем достаточно. Леонардо да Винчи — художник, изобретатель, музыкант (играл на лютне).

  К универсальным компонентам в структуре художественной одаренности- способности относятся: эстетическая эмпатия (коммуникативный компонент); импрессивная и экспрессивная эмоциональность, эмоциональный опыт (эмоциональный компонент); синестезия (сенсорный уровень); способность к ассоциированию; художественное воображение; способность к преобразованиям (вариативность, инверсивность мышления); «комплекс детскости»; ярко выраженная индивидуальность (стиль), чувство формы и др.

  Таким образом, четко определяются «объекты» диагностики и развития личности в сфере художественного образования: это мотивация (художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойства личности; специальные художественные способности.

  Такое соотношение, по словам Ж. Сартра, позволяет не только «увеличить скорость движения», но и подняться к творчеству. При этом обеспечивается свобода выбора в сфере художественной культуры и в сфере других видов творческой деятельности.

  Определение «объектов» диагностики — это ответ на вопросы «Что развивать?» и «Что диагностировать?» Определение методов диагностики — это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?» Определение системы методов развития и арттехнологий — это ответ на вопрос «Как развивать?».

  Психодиагностика — полифункциональна. С помощью средств диагностики определяется результативность художественных и педагогических воздействий, устанавливается обратная связь, отслеживается динамика и процесс эстетического развития личности, осуществляется коррекция. Многие диагностические методы могут быть использованы в педагогической практике в качестве развивающих художественно-педагогических и эвристических технологий, средств активизации познавательной мотивации и творческих способностей, эстетического развития личности в целом.

  В систему диагностической программы должны быть положены различные методики и учтены различные уровни диагностики.

    Диагностика предполагает и стандартизированные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания на понимание искусства

и на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности. Тесты первого рода диагностируют одно из важнейших качеств — эстетическое отношение к жизни.

 В тестах на понимание искусства испытуемому необходимо выбрать из двух и более вариантов изображения какого-либо объекта предпочтительный. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сюжеты, отобранные группой экспертов. Это «эталонное» изображение дается на фоне одного или нескольких искажений, т. е. таких, где умышленно нарушены принятые в искусстве критерии, принципы (цвет, перспектива, соотношение частей изображения и т. д.). А. Анастази, обсуждая такие тесты, отмечает, что, в сущности, они показывают, насколько художественные предпочтения испытуемого совпадают с предпочтениями современных ценителей искусства (экспертов).

    Наиболее известным является тест суждений об искусстве Мейера. Он был создан в 1929 г. и пересмотрен в 1940. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных художников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию подлинника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропорций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эстетической организации произведения как наиболее важном для художника факторе художественного восприятия. Тест достаточно надежен (надежность по методу расщепления колеблется от 0,70 до 0,84). Валидность определялась путем корреляций показателя теста и уровнем художественного образования, мастерства. Коэффициенты валидности колеблются от 0,40 до 0,69. Выполнение теста прямо зависит от уровня профессионального обучения и знаний.

  Другая методика (опросник художественных способностей Хорна) нацелена на предсказание успешности обучения, поэтому в ней не присутствуют требования навыкам, знаниям, умению. В тесте от испытуемого требуется сделать 12 набросков рисунков по уже имеющимся линиям (так же, как в уже обсуждавшемся тесте Торренса). О

художественных достоинств рисунков производится, в соответствии с выделенными критериями. Даны также ориентиры для дополнительной оценки качества работы, такие, как богатство воображения, выбор темы, использование штриховки и др. 

Информация о работе Психодиагностика специальных (художественных) способностей