Психодиагностиека и психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

.Все мы живем в мире людей. Мы выбираем, работаем, строим бизнес и создаем семьи. Но при этом так мало знаем о том, что такое человек, как он устроен. И порой не можем понять, почему возникли проблемы в партнерских отношениях или почему бизнес развивается не так, как хотелось бы. А корни проблем зачастую лежат в том, что мы просто неточно поняли другого человека, не смогли убедить его, достойно презентовать себя, не смогли грамотно разрешить конфликтную ситуацию или сделали неверный выбор. Причем часто мы попадаем в однотипные затруднительные ситуации

Работа содержит 1 файл

психодиагностика реферат.docx

— 24.93 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей  сообщения 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Психодиагностиека  и психологическое консультирование» 

                                                                 
 

 Выполнил: студентка группы УП-317

                                                                                                     Бородина А.А.

                                                 Проверил: Шестопалова О.Н.

                                                              
               
               
               

Екатеринбург

2010

   1.Все мы живем в мире людей. Мы выбираем, работаем, строим бизнес и создаем семьи. Но при этом так мало знаем о том, что такое человек, как он устроен. И порой не можем понять, почему возникли проблемы в партнерских отношениях или почему бизнес развивается не так, как хотелось бы. А корни проблем зачастую лежат в том, что мы просто неточно поняли другого человека, не смогли убедить его, достойно презентовать себя, не смогли грамотно разрешить конфликтную ситуацию или сделали неверный выбор. Причем часто мы попадаем в однотипные затруднительные ситуации.

   Но  ведь существуют определенные закономерности человеческого поведения, эмоционального реагирования, интеллектуальной деятельности, мотивации, которые просто надо знать  и учитывать. Всему этому можно  и необходимо научиться каждому, кто хочет серьезно и сознательно  строить свою профессиональную и  личную жизнь и занять в ней  достойное место, получая от этого  глубокое удовлетворение.

   Недаром наиболее успешные и образованные люди сейчас все чаще приходят к осознанию  необходимости овладения знаниями в области человеческой души.

    Практическая  психология, психодиагностика дает реальные инструменты для эффективного преобразования собственной жизни и для помощи другим людям.

      Психодиагностику в практическом  смысле можно определить, как  установление психодиагностического  диагноза – описание состояния  объектов, коими могут выступать  отдельная личность, группа или  организация.

    Психодиагностика  осуществляется на основе специальных  методов. Может входить составной  частью в эксперимент или выступать  самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического  психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

                   Психодиагностика понимается двояко:

1. В  широком смысле  - сближается с  психодиагностическим измерением  вообще и может относиться  к любому объекту, поддающемуся  психодиагностическому анализу,  выступая, как выявление и измерение  его свойств;

2. В  узком смысле, более распространенном  – измерение индивидуально –  психодиагностических свойств личности.

    В психодиагностическом обследовании можно  выделить 3 основных этапа:

    - Сбор данных.

    - Переработка и интерпретация  данных.

    - Вынесение решения – психодиагностический  диагноз и прогноз.

    Психодиагностика  как наука определяется, как область  психологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально  – психологических особенностей личности.

    Практически психодиагностика используется в самых  разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как  автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием  или психологической коррекцией. Но чаще всего, психодиагностика выступает  как отдельная, вполне самостоятельная  сфера деятельности. Её целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.

    Основное  требование, которому должен соответствовать  психодиагност, - это умение располагать  к себе людей, вызывать их доверие  и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных  теоретических знаний, практическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима.

    Следующее, не менее важное требование – доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного  применения. Этим  требованием нередко  пренебрегают, не придавая серьёзного значения глубокому знакомству с  методиками и их апробациями.

    Психодиагностика - это не только направление в  практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина, поэтому выделим профессионально-этические аспекты психодиагностики.

    Практическая  психодиагностика – это весьма сложная  и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования. профессионального мастерства. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют  ряд социально-этических требований. Представим и рассмотрим эти требования в виде принципов психодиагностики.

    Принцип соблюдения тайны  психодиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идёт о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей. Исключения составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментально исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях имена и фамилии испытуемых.

    Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надёжной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

    Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике.

    Принцип объективности выводов  из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надёжных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

    Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.  Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

    К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Независимо от того, кто  занимается психодиагностикой –  профессионал или любитель, обязательно  при её проведении соблюдение следующих  морально-этических норм:

    1. Человека нельзя подвергать психологическому  обследованию против его воли, за исключением особых случаев  или судебной, или медицинской  практики, оговоренных законом.

    2.Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

    3. Любой человек, если это не  оговорено законом, имеет право  знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как  они могут быть использованы.

    4. Результаты психологического тестирования  предоставляются тестируемому тем,  кто проводит обследование, в  доступной для правильного понимания  форме.

    5. При тестировании несовершеннолетних  детей их родители имеют право  знать результаты тестирования  ребёнка.

    6. Если тестирование производится  с целью определения уровня  психологического развития человека, в конкурсном отборе или при  оформлении на работу, то человек  также имеет право знать не  только цели тестирования, но  и то, кем и на какой основе  о нём будут делаться выводы  по итогам тестирования.

    7. Основная ответственность за  надлежащее применение на практике  психологических тестов лежит  на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими. 

    2. Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.

    Суть  психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь специальными профессиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживёт свои новые возможности в решении его психологических задач.

    Общая задача психолога  в консультировании – помощь в осознании, поиске путей решения, способов достижения принятых решений

    Консультирование  включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

    Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

    Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной.

    Профессиональная  этика консультанта сводится к следующим  положениям.

  • По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип “прежде всего - не вреди”.
  • Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку.
  • Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

    Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.  
 
 

Информация о работе Психодиагностиека и психологическое консультирование