Психодиагностические ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Психодиагностические ситуации — ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов. П. с. описывались и классифицировались многократно.

Работа содержит 1 файл

Психодиагностические ситуации.docx

— 12.93 Кб (Скачать)

Психодиагностические ситуации —  ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой  является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических  тестов. П. с. описывались и классифицировались многократно.

В русскоязычной психодиагностической литературе известны классификации, предложенные А. Г. Шмелевым и соавт. (1987).

В основе первой классификации лежит  критерий использования психодиагностической информации. Выделены 4 основных типа П. с.

1. Диагностические данные используются  специалистом-смежником для постановки  психологического диагноза или  формулировки административного  решения. Психодиагност не несет ответственности за диагноз (диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и др.).

2. Диагностические данные используются  психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (напр. диагностика причин низкой успеваемости).

3. Диагностические данные используются  психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются  самим обследуемым (в целях  саморазвития, коррекции и т. п.).

Вторая классификация базируется на условиях, в которых производилась  разработка теста «добровольности—принудительности»  участия в обследовании.

1. Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2. Участие оплачиваемых обследуемых.

3. Использование теста в условиях  запроса обследуемого о помощи.

4. Использование теста в условиях  принудительного административного  обследования.

Более эвристичной представляется классификация, разработанная В. Н. Дружининым (1990) в связи с введением понятия валидности экологической.

Он выделяет 4 варианта П. с.

1. Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего  поведения. 

2. Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего  поведения. 

3. Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения  навязан. 

4. Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения  навязан. 

В соответствии с этими вариантами П. с. определена их типология.

Тип 1. Ситуация добровольной психологической  консультации, напр. по проблемам семьи  и брака. Другой вариант ситуаций этого типа — психологическая  профессиональная консультация школьников, третий — консультирование руководителей  по проблемам стиля руководства  и общения.

Тип 2. Ситуации профессионального  отбора (за исключением тех случаев, когда отбор осуществляется без  желания обследуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследований, от участия в которых нельзя уклониться.

Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся  высоким уровнем социального  контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.

Понятно, что в разного типа ситуациях  будет по-разному проявляться  мотив на социальное одобрение, что, в свою очередь, будет оказывать  влияние на результаты обследования . Не следует считать, что учет П. с, который, несомненно, важен для психодиагноста, решает проблему ситуационной изменчивости—устойчивости свойств личности; для ее решения необходимо развитие такого направления, как психология ситуаци

                                                           

 

 

 


Информация о работе Психодиагностические ситуации