Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:11, доклад

Описание работы

Психоанализ как движение ведет своё начало с кружка сторонников З.Фрейда, основавших в 1908 оду Венское психоаналитическое общество. В теоретическом плане психоанализ представляет фрейдизм, учение З. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательно («Оно») – часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я», память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Третья составляющая человеческой личности – «Сверх Я» - высшее существо в человеке, запреты, принципы, совесть.

Работа содержит 1 файл

Психоанализ.docx

— 17.72 Кб (Скачать)

Психоанализ как движение ведет  своё начало с кружка сторонников  З.Фрейда, основавших в 1908 оду Венское  психоаналитическое общество. В теоретическом  плане психоанализ представляет фрейдизм, учение З. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие  устройство психического аппарата и  природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательно («Оно») – часть психики, где сосредоточены  инстинктивные импульсы (желания) и  вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я», память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Третья составляющая человеческой личности – «Сверх Я» - высшее существо в человеке, запреты, принципы, совесть.

Неофрейдизм – направление, которое  составили ученики Фрейда.

известна теория А.Адлера – «индивидуальная  психология». В основе его понимания  психической болезни лежала идея компенсации чувства неполноценности, порожденного каким-либо телесным недостатком, которое разжигает в человеке неосознанное  стремление к превосходству. Адлер подверг критике фрейдизм за преувеличение роли бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес этому он акцентирует роль социальных факторов, подчеркивал социальную направленность влечений – основу человеческого характера.

Также К.Г.Юнг подверг критике  теорию Фрейда и разработал собственное  учение – «аналитическая психология». Особую известность Юнгу принесла его типология характеров, делившая людей на «интровертов» и «экстравертов». Вводит понятие «коллективное бессознание» - часть человеческой психологии, присущая всем. Проявляется через архетипы, они едины для всего человечества. Проявляется в мифах и сказках.

Теоретический лидер неофрейдизма – Э. Фромм. Его учение включает анализ духовного развития личности. Фромм разработал идеи гуманистического психоанализа, под воздействием которого реализуется человеческое бытие – совершенствование духа. Основные принципы изложены в книге «Иметь или быть?». Фромм призывает заменить доминирующие ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

 

Неопозитивизм. 20-е годы 20-го века. Как особое философское направление получил широкое распространение в англоязычных странах. Наиболее известными представителями являются Р. Карнап, А. Айер, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др. Под общим названием неопозитивизма объединяются различные теории: от логического позитивизма до философии лингвистического анализа. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом. Теоретическим источником послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания, что подвело к вопросу о теоретической деятельности, как деятельности, связанной только с логическим языком науки: наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задача науки ограничивается описанием её языка. Исходными предпосылками всякого познания считались события и факты, т.е. «чувственные данные». Данное течение принципиально отождествляло объект с  теорией объекта. Другой особенностью было отождествление понятий «объективный факт» и «научный факт». Язык науки строился так: из первичных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть истинными, ложными или бессмысленными. Согласно Карнапу, все философские предложения являются бессмысленными, т.к. не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям. По этому принципу логические позитивисты выводили, например, этику за пределы науки. Недостатком этого принципа является то, что он не вытекает из опыта и не может быть получен аналитически. Обратившись к семиотическим проблемам, они выделили три области отношений: прагматика (отношение языка к тому, кто его употребляет), семантика (отношение между языком и тем, что им обозначается), синтаксис (отношение между языковыми выражениями). Всё это получило название семиотики. Предметом анализа стали значения слов и знаков вообще. В своем развитии неопозитивизм пришел к описанию многообразных способов употребления  слов и выражений как различных «языковых игр», что вело к пересмотру статуса познания: философские и научные системы оказались не более чем языковыми образованиями, имеющими характер игры. Причем эта игра имеет условный характер. Неопозитивизм эволюционировал в направлении от анализа языка науки к анализу обыденного языка и от отрицания философии к использованию аналитического метода для более и менее содержательного анализа собственно философских проблем – к разработке, например, методов моделирования.

Бертран Рассел – один из основоположников неопозитивизма. По Расселу, логика составляет сущность философии. Его близость к  неопозитивизму проявилась в обосновании  значимости чувственного опыта в  научном познании.

Людвиг Витгенштейн – развивал идеи лингвистической философии, разрабатывал проблемы математической логики. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике. 

 

Постпозитивизм (60-70-е годы 20 века)- совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом). Критический рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) . Считают, что истинным методом философии является так называемая рациональная критика. Это по сути означает непризнание мировоззренческой функции философии. Критические рационалисты признают существование реального мира и возможность его научного описания.

Карл Поппер развивал теорию научного знания. Выдвинул принцип фаллибилизма – признания принципиальной гипотетичности любого научного знания. Процесс научного познания рассматривал как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий. Таким образом, теория критического рационализма приходит к признанию плюрализма истин, субъективного характера знания. Согласно Попперу, одной из основных задач философии является демаркация – отделение научного знания от ненаучного. Выдвинул принцип фальсификации: в науке научно то, что опровержимо.


Информация о работе Психоанализ