Психоанализ. Зигмунд Фрейд

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:56, реферат

Описание работы

Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Биография…………………………………………………………………………
2. Структура личности по 3.Фрейду……………………………………………….
3. Защитные психические механизмы…………………………………………….
4. Эдипов комплекс…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Структура личности по 3.docx

— 198.89 Кб (Скачать)

Психотерапия - это не наука или искусство  говорить, внушать или убеждать. Правильнее сказать - эта задача тоже входит в систему психотерапии, но она не является первоочередной. Главные  задачи - умение наблюдать и умение слушать и понимать пациента.

Бессознательное можно изучать не только при помощи прожективных тестов, в гипнозе, при анализе сновидений и фантазий. Целенаправленное наблюдение больного дает необычайно много для понимания его бессознательных мотиваций.

Сознание, конечно, контролирует бессознательное, но не полностью, иначе говоря, в  различной степени, а также по-разному  в различных ситуациях. Бессознательные  мотивы лучше всего защищены в  общественных поступках, в ситуациях, относящихся к престижу, самоутверждению. Однако сам характер этого контроля, этого прикрытия позволяет получить материал о более глубоких процессах. Очень важно видеть нарушение  чувства меры в этом контроле, особенно в сторону его увеличения, усиления. Характерный пример приводит А.С.Пушкин: "Слово это (prude) означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) - недотрогу. Таковое свойство предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно молодой... невинность есть лучшее украшение молодости. Во всяком случае, прюдство или смешно, или несносно". Таким образом, мы видим, что чрезмерный, нарочитый контроль приводит к обратным результатам, производя неблагоприятное впечатление. То же самое имеет место при употреблении эвфемизмов - слов-заменителей, "смягчающих" слишком точное или откровенное обозначение понятий, чаще всего относящихся к половой жизни - свидетельствует о претенциозности, сообщает личности отпечаток провинциальности.

Близко  к этому употребление стандартных  выражений, носящих утрированно  социально-положительный характер ("у нас прекрасная семья", "мы с мужем никогда не ссоримся", "мне ничего не надо, лишь бы детям  было хорошо" и др.). Обычно это  свидетельствует о некоторой  умственной ограниченности человека, не способного понять, что все это  лишь довольно грубо сделанная психологическая  защита. В большинстве случаев  с течением времени возрастает доверие  и открытость больного (клиента), но требуется терпение психотерапевта. Помогает прием преднамеренного "угадывания" некоторых фактов анамнеза или ситуации, сложившейся у клиента. В основе этого эффективного приема лежит опыт аналитика и знание определенного набора типичных личностных проблем, типичных ситуаций и т.д., но на пациента это может произвести необычайно сильное впечатление от способности врача "видеть все насквозь", наличия у него глубокой интуиции и т.д.).

Контроль  может ослабеть от соматических и, вообще, биологических причин: возрастного  фактора (климактерический период и  др.), астении после различных  заболеваний, травмы черепа, влияния  алкоголя и наркотических средств, переутомления и т.д. Ослабление контроля (временное или постоянное) может быть следствием психогенных  воздействий (психическая травма, стресс, ситуативные факторы, в частности, семейные).

Усиление  контроля может быть вызвано воспитанием, особенностями характера, ответственной  обстановкой или целью. Однако, следует подчеркнуть, что управление контролем над бессознательным, по крайней мере частично, зависит от самого бессознательного.

Кроме усиления и уменьшения контроля, следует  рассмотреть его распределение  во времени и пространстве. Контроль неравномерен. По-видимому, он зависит  от биоритмов организма, от суточных колебаний настроения, даже от времени  года и климатических условий. Что  касается его распределения в  пространстве, то речь идет, главным  образом, о невербальных реакциях - жестах, мимике, позах, походке, осанке, степени напряжения и расслабления различных мышц тела и т.д. Одним  из наиболее важных объектов наблюдения является лицо, что дало в свое время  импульс такой науке как физиогномика, одним из основателей которой  был Лафатер, а в России о ней писал И.А.Сикорский.

Не углубляясь в детали, можно сказать, что на лице выделяются два поля наблюдения - верхнее (лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя челюсть). Верхнее поле обычно контролируется лучше. По-видимому, это связано с тем, что при общении большую роль играет взаимное осматривание друг друга. Нижняя часть лица становится особенно характерной лишь в определенные моменты - когда человек ест, когда он в гневе ("оскал"), выражает некоторые элементы удовольствия (облизывается, причмокивает губами и т.д.).

Важное  значение имеет наблюдение рук пациента, особенно его пальцев (тревога, гнев,), сцепление рук (верхняя защита). Многое означает несоответствие смысла речи и жеста, который иногда идет даже вразрез с тем, что говорит человек. Это свидетельствует либо о душевной дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированиости личности. Конечно, учитываются и сосудистые реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз и т.д.). Распределение красных и розовых пятен па лице, шее, груди имеет серьезное значение.

Дисгармоничность  различных частей тела может быть скрытой, т.е. проявляться лишь в  определённых ролевых ситуациях, при  определенных условиях (утомление, стресс, внезапно возникающее препятствие  при важной для пациента деятельности - например, при половом акте и  т.д.). Она проявляется в танцах, ритмике, пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д. В этот период выявляются бессознательные  мотивы, конфликты, переживания, которые  как бы прорываются через привычные, социализированные моторные и речевые  реакции.

Несмотря  на огромный успех технической оснащенности психоанализа (экспериментальные методики), основными и для практической работы достаточными остаются наблюдение, беседа, клинический опыт и интуиция врача, который занимаются психоанализом. Сейчас целью психоанализа считается  улучшение самоидентификации, то есть отношений человека и окружающей среды.

После смерти З.Фрейда прошло полвека, но не снижается накал полемики, острой борьбы мнений вокруг оценки личности учёного и его учения о бессознательном. Проблемы творческого наследия Фрейда активно обсуждаются на страницах сотен журналов, специальных бюллетеней, заседаниях психоаналитических обществ (только во Франции, например, функционирует около 30 психоаналитических обществ и ассоциаций), международных съездах и конференциях. Вновь и вновь поднимается вопрос: является ли учение З.Фрейда наукой или же каким-то новым феноменом знания?

Сегодня, как и во времена первых публикаций З.Фрейда, диапазон его оценок характеризуется удивительным разнообразием: от ненависти и полного отрицания до преклонения и слепого следования каждому слову Учителя, боязнью совершить ошибку и отступить от буквы "первоучения". Почему же психоанализ почти целое столетие оказывается и предметом восхищения, и мишенью для нападок? Ответ на этот вопрос, по-видимому, следует искать не только во взглядах и мировоззрении самого З.Фрейда, но и в подходе к психоанализу учёных различного типа.

К критикам З.Фрейда относятся учёные-рационалисты, для которых превыше всего логика, для которых каждое умозаключение должно быть основано на воспроизводимости результатов и эксперименте. Для них познать это значит измерить, они строят свои научные исследования на иных методологических принципах, придерживаются иной парадигмы науки. Предмет исследований этих учёных - сфера нормального и нарушенного сознания, а не бессознательное.

И вдруг  появляется Зигмунд Фрейд - человек, который дерзнул изучить нечто  такое, что изучению не поддавалось. Он заявляет, что бессознательная  сфера не подчиняется законам  времени и пространства, что причину  многих форм психических расстройств  надо искать в самых ранних периодах жизни младенца, начиная с акта рождения, что видимая причина  психического заболевания не есть истинная причина, а только вершина айсберга, чьё основание уходит в неведомую  глубину. Ну как после этого канонизированным учёным с их "железной" логикой, чёткими прямолинейными умозаключениями  не назвать Фрейда "выскочкой" и не начать обвинять его в мистике. Фрейд выступил в науке как  революционер, и оппозиция, которую  встретил психоанализ в кругах психиатрической  официальной науки, свидетельствует, что были нарушены вековые научные  и моральные традиции, был сделан шаг за пределы дозволенного. Сам Фрейд замечательно написал об этом в статье "Трудности на пути психоанализа".

К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Ранк рано отошли от Фрейда, но развили его мысль в новых направлениях, оттолкнувшись от смелых догадок своего великого учителя.

Информация о работе Психоанализ. Зигмунд Фрейд