Психоаналитическое направление в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Человек - это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформулировано.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности…………………………………………………………………
Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов…………………………………………………..
Тест………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КРиДО.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Теория Адлера стала  своеобразной антитезой фрейдовской  концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

 

Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885--1952), Эрих Фромм (1900--1980), признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры.

По их мнению, социокультурные условия  жизни людей в немалой степени  обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения [2, с. 354-355].

На творчество Карен Хорни оказала  серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.

Эрих Фромм - психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы.  В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы.

Фромм видит в  реформировании общества именно то, что бы открыло бы простор "свободе на" ("Душевно здоровое общество", 1945; "Искусство любить", 1956). Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера.

Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тест

 

Соотнесите основные положения  психоаналитических концепций и их авторов:

А) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных  отношениях;

Ответ: 1.

Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности  и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений - основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его "жизненного стиля". Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и бессознательном стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях.

Б) концепции о «коллективном  бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

Ответ: 2.

Концепцию о коллективном бессознательном К.Г. Юнг рассматривает  в своей работе «Бегство от свободы».

В) концепции «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

Ответ: 3.

По Фромму, новая эпоха, связанная  с функционированием рыночных отношений  в условиях «развитого капитализма», рождает и «человека нового типа», обладающего рыночным характером. 
Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь». 
         Ответы:

1)  А. Адлер;

2) К.Г.Юнг;

3) Э.Фромм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3аключение

 

В основе всех построений аналитической  психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект.  Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию.  Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через  изучение бессознательного можно познать себя, решить многие  свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного.

З. Фрейд дал мощный толчок к  изучению этой темы.  Сейчас уже никто  не сомневается в достоверности  того факта, что именно бессознательное выражается в наших сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и К. Юнг, А. Адлер и др. представители психоанализа прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Психология и этика делового  общения: учебник для студентов  вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  Психология: Учебник для студентов  высших педагогических учебных  заведений.- М.: Академия, 1998.

4. Психологический словарь (Под  ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего  времени: Пер. с нем. М.: Прогресс/Универс, 1994.

6. Юнг К.Г. Собрание сочинений.  Психология бессознательного/Пер.  с нем. – М.: Канон, 1994.

7. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.

8. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.

9. Фрейд. "Лекции по введению  в психоанализ". М., 1997.

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 34602

 

 




Информация о работе Психоаналитическое направление в психологии