Психоаналитическая теория З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:25, реферат

Описание работы

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа за 1 курс.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

               ВВЕДЕНИЕ 

     Психологическое познание столь же древне, как сам  человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения  и свойствах характера своих  ближних. 

     В последнее время растет интерес  к вопросам человеческого поведения  и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений. 

     Наряду  с интересом к материальному  благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся  разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время. 

     Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем  они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.[8] 

     Во  второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

     Фрейд первым охарактеризовал психику  как поле боя между непримиримыми  инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.[5]

     Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах  Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.[8] 

    1. Психоаналитическая  теория З.Фрейда
 

     Одной из ведущих идейных, теоретических  и методологических основ западной психологии и социологии классического  периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. 

     Наиболее  существенная часть психоаналитической социологии

Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях. 

     По  мысли Фрейда, началом и основой  психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. 

     Недооценивая  сознание и социальное окружение  в процессе формирования и бытия  человека, Фрейд утверждал, что ведущую  роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков. [5]  

  1. Инстинкты.
 

     По  Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два  всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции). 

     Представляя человеческую жизнедеятельность как  результат борьбы двух вечных сил  Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными  двигателями прогресса. Единство и  борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия  индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств. 

     Согласно  концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая  энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод. 

     Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и  в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий  истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле. 

     В одних случаях он говорил о  либидо как о меняющейся количественно  силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует  положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике.[8] 

     В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел  свою концептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.[5]

  1. ИД.

     «Деление  психики на сознательное и бессознательное  является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни».

     Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».[4]

     Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

     Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать  реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго.[1]

  1. ЭГО.

     (Лат.  «ego» – «я») Компонент психического  аппарата, отвечающий за принятие  решений. Эго, является отделением  от ид, черпает от него часть  энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

     Эго в своих проявления руководствуется  принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма  путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или  соответствующих условий внешней  среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики. [1]

  1. СУПЕРЭГО.

     «Мы хотим сделать предметом этого  исследования Я, наше наисобственнейшее  Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"». [2]

     Так представлял Фрейд суперэго –  последний компонент развивающейся  личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что  приняты в окружении индивидуума. [1]

     Будучи  морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной  зависимости от родителей. «Роль, которую  позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется  сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким  образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником». [2]

     Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также  рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

     Суперэго  подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

     Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

     Суперэго  считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному  совершенству в мыслях, словах и  поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими. [1]

    1. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ

     Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические  образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный  закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: группа Жизни (Эрос) и группа Смерти (Тантос). [1]

Информация о работе Психоаналитическая теория З.Фрейда