Психика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:54, лекция

Описание работы

ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Работа содержит 1 файл

ПСИХИКА.docx

— 15.45 Кб (Скачать)

ПСИХИКА - существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся  в активном отражении субъектом  объективного мира, в построении неотчуждаемой  от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены  события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и  опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным  выполнение действий, адекватных свойствам  этих объектов, а тем самым - выживание  организма, его активность поисковая  и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1) отражение, дающее образ  среды, где действуют живые  существа;

2) их ориентация в этой  среде;

3) удовлетворение потребности  в контактах с нею. А эти  контакты по принципу связи  обратной контролируют правильность  отражения.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря  связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление  коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ. Активность психики проявляется:

1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование  физико-химических раздражителей,  действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию  и стремительность;

3) при исполнении программы  поведения, включающей поиск и  выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу  об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в  поисках психики ниже животного  мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации "порога" психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к "гибкому" приспособлению к среде, способность к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о  том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной  психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики  она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать  на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми  объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась  к усвоению пищи, выделению, росту, размножению  и пр. Теперь появляется активность, "вставленная" между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат  там, где условия не позволяют  ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны  два фундаментальных понятия: раздражимость  и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной  проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.

Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1) самость высшая - своего  рода "внутренний бог";

2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;

3) поле сознания - анализируемые  чувства, мысли, побуждения;

4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5) бессознательное среднее-подобие  Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти,  примитивные желания и пр.

Важную роль играет также  понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых "малых" личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.


Информация о работе Психика