Психика и особенности строения мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Работа содержит 1 файл

психо.docx

— 23.17 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ.

ГОУ СПО Хабаровский торгово-экономический техникум 

Реферат

       

По дисциплине: Психология и этика профессиональной деятельности.

Тема: Психика и особенности строения мозга 
 
 

                                                               
 
 
 
 

Выполнила: Аникина. О.Н  группа Т-31

                                                                   Проверила: Ашарина.И.А 

     Индивидуальность  личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).                                                                                              

     Оказалось, что у правшей левое полушарие  ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими  рассуждениями. Правое же полушарие  обладает музыкальным слухом, легко  воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с  разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые  функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.                                                                                                                 

     Центры  речи в левом полушарии развиваются  главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.                                                           

     Именно  специализация полушарий и позволяет  человеку рассматривать мир с  двух различных точек зрения, познавать  его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется, и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить.                                                                                             

     Полная  противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным  описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.    Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого – глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения".                                                                     

     Левое полушарие обладает огромным запасом  энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая  мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.                                                                        Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак). Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.                                                                                                                                         

     Следует отметить, что связь психики и  мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.

     Другое  ошибочное понимание связи психики  и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь - печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф. Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?  
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

     Человек не рождается с функциональной асимметрией  полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что  у больных с «расщепленным  мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.                                                                                                   

     Если  на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко  меняется. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его  реакции маниакальны. Но главное  – словоохотливость. Весь пассивный  словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки.

     Полная  противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным  описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, мир представляется только в черном цвете.  
Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – «дух отрицания, дух сомнения».

     У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.  Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.                                                                                                                

     Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – «дух отрицания, дух сомнения».                                                               

     У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга. Существуют общие звенья функциональных систем, участвующих одновременно в реализации нескольких психических функций. Повреждение этих звеньев приводит к появлению закономерных нарушений психических функций. Согласно этой теории непосредственно со структурами мозга надо соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а только те физиологические процессы, происходящие в соответствующих структурах мозга. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первоначальных дефектов, негативное воздействие которых распространяется на целый ряд функций, являются взаимосвязанными. Таким образом, в рамках этой теории была решена проблема о локализации психической функции как таковой. То есть, проблема как раз рассматривать связь психической функции (или психической способности) или с отдельной узкоспециализированной участком коры больших полушарий, или со всем мозгом как единым целым, нашла свое решение. Теория системной динамической локализации высших психических функций - важный этап в решении проблемы материального носителя психических процессов. Поскольку ее применение позволит приблизиться к решению проблемы создания искусственного интеллекта» . В то же время, она обратила внимание исследователей к тем проблемам, которые считались уже окончательно развязанными. Речь идет о функциональной специализации больших полушарий мозга, разделение их на доминантную и субдоминантную. По данным известного советского нейропсихолога А. Р. Лурия в человеческом мозге существует определенная специализация его частей, речь идет, по крайней мере, о трех важнейших блоки мозга.                                                                                                                      

     Первый, «Энергетический блок тонуса» размещен в глубине мозга, а именно - в верхних отделах мозгового ствола. В этом же месте находятся те образование так называемой «серого вещества» , составляющих древнейшую основу жизнедеятельности мозга. Здесь происходит регуляция процессов обмена веществ в организме. В другой части этого же блока, так называемой «ретикулярной формации» (От латинского слова «ретикуло» - сеть) возникают импульсы возбуждения, направляемых на энергообеспечение коры больших полушарий головного мозга. В случае прерывания этого энергетического потока - тонус коры полушарий снижается и человек впадает в полусонное состояние, а позже и засыпает. Второй, основной блок, Который расположен в задних отделах больших полушарий головного мозга отвечает за восприятие, переработку и хранение информации, которая попадает в мозг из внешнего мира. Например, на участке под названием «первоначальной зрительной коры» зрительные образы внешнего мира раскладываются на миллионы элементов. В вторичной зрительной коре происходит их объединение в целостные сложные структуры. Человек, у которого эта зона поражена, хорошо видит отдельные части, но не в состоянии объединить их в целостный зрительный образ.У такого больного - расстройство функционирования задних отделов больших полушарий. Это называется - «оптическая агнозией. Специальные отделы коры отвечают и за объединение отдельных предметов и явлений в целостные структуры.                                                                  

     Третичные области затылочных областей коры полушарий  имеют прямое отношение к важнейшему психической деятельности - языка, вне которой вообще невозможны ни память, ни мышления или сознание. Человек, у которого эти участки больших полушарий повреждены, начинает жить в разбит на отдельные куски мире: все, что она знает и умеет, распадается на отдельные, так сказать «куски» сознания, никак не связаны между собой.   Третий, основной блок, расположен в лобных долях головного мозга. Именно здесь находится мощный психический аппарат, который формирует и хранит намерения, программы, регулирует их практическое исполнение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

Информация о работе Психика и особенности строения мозга