Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:24, реферат
Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу — биологическую и социальную.
1.Биологические основы психики
1.1 Организм и психика
1.2 Мозг и психика
2.Структура психики
3.Основные функции психики
Список использованной литературы
Психика и организм.
План
1.Биологические основы психики
1.1 Организм и психика
1.2 Мозг и психика
2.Структура психики
3.Основные функции психики
Список
использованной литературы
1.Биологические основы психики.
1.1. Организм и психика
Человек,
в отличие от животных, имеет
двойственную природу —
В силу
особой роли, которую в организации
поведения играют знания об окружающем
мире и его образ,
потребность познания, которая у человека
занимает особое место, также играет самостоятельную
роль в структуре потребностей животных.
2.2. Мозг и психика
Материальным
субстратом протекания психических
процессов, является нервная система.
Здесь следует заметить, что на
формирование психических образов
оказывают влияние многие факторы
— организм целиком, физическая среда,
социальные условия. Однако собственно
психические образы являются следствием
деятельности нервной системы, идеальным
порождением материального
Особую
роль в построении психических образов
играет головной мозг, который представляет
собой скопление тел нервных
клеток, соединенных между собой
особыми отростками — аксонами и
дендритами. Наиболее важной особенностью
нервных клеток является их способность
проводить нервные импульсы, в
которых кодируется информация, поступающая
из организма и внешней среды,
а также способность сохранять
следы этих воздействий. Не всегда,
однако, душевная жизнь связывалась
с деятельностью мозга. С накоплением
сведений о строении организма и
функциях отдельных органов крепло
убеждение в том, что именно головной
мозг отвечает за психические явления.
Постепенно проблема локализации в
организме превратилась в проблему
локализации в органе (в средние
века психическую жизнь связывали
с желудочками мозга), а затем
вместе с процессом дифференциации
психических явлений — в
Мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систему, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и деятельность всего организма в целом.
Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельности всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших полушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувствующие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.
Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятельности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению целого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.
Выдающийся отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствующими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.
Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и морфологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всех вышележащих отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежнему владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.
Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании проявляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность которых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфичностью: в теменных отделах — кожная и кинестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного расположения частей тела, т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется четкость движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осязания и слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осязании. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность строить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.
Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхности коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствительности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.
Таким
образом, с определенными оговорками
можно сказать, что выявленные специфические
функции названных отделов
2. Структура психики
Психика
– функция мозга, заключающаяся
в отражении объективной
Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»).
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
К ним относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.
Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.
Психические
состояния – представляют собой относительно
устойчивый динамичный фон деятельности
и активности психики.
3. Основные функции психики.
Можно выделить 3 основные функции психики:
Отражение воздействий окружающей действительности.
Психическое
отражение действительности имеет
свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное,
однонаправленное отражение, а сложный
и постоянно изменяющийся процесс, которому
присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении
объективной действительности любое внешнее
воздействие (т. е. воздействие объективной
действительности) всегда преломляется
через ранее сложившиеся особенности
психики, через конкретные состояния человека.
Поэтому одно и то же внешнее воздействие
может по-разному отражаться разными людьми
и даже одним и тем же человеком в разное
время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это
правильное, верное отражение действительности.
Возникающие образы материального мира
являются снимками, слепками, копиями
существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения,
характерное для человека активное преобразование
отражаемого ни в коей мере не отрицают
объективную возможность правильного
отражения окружающего мира.