Психика и организм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:24, реферат

Описание работы

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу — биологическую и социальную.

Содержание

1.Биологические основы психики

1.1 Организм и психика

1.2 Мозг и психика

2.Структура психики

3.Основные функции психики

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 23.96 Кб (Скачать)

Психика и организм.

План

1.Биологические  основы психики

1.1 Организм  и психика

1.2 Мозг  и психика

2.Структура  психики

3.Основные  функции психики

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Биологические  основы психики.

1.1. Организм и психика

 Человек,  в отличие от животных, имеет  двойственную природу — биологическую  и социальную. С биологической  точки зрения его поведение  определяется необходимостью сохранения  жизненно важных внутренних условий,  однако формы удовлетворения  возникающих при этом потребностей   социально обусловленных и социально  значимых психологических свойств.  Существование человека как личности  тоже связано с сохранением  своеобразного «личностного гомеостаза».  Он представляет собой совокупность  некоторых обязательных условий,  соблюдение которых только и  позволяет человеку существовать  как личности. «Личностный гомеостаз»  задается некоторыми социально  обусловленными «константами», существенное  изменение которых влечет за  собой тяжелые последствия для  личности. К таким, условно говоря, константам можно отнести, например, самооценку (или Я-концепцию) и интериоризированные, т.е. усвоенные личностью, ставшие для нее внутренним императивом, социальные нормы и ценности. Их колебания, связанные с совершением определенных социально значимых поступков, болезненно отражаются на внутреннем состоянии личности, что проявляется в форме тревоги, гнева или чувства вины.  Таким образом, поведение человека как организма и личности определяется как биологическими, так и социальными потребностями, к числу которых П.В. Симонов относит прежде всего потребность следовать социальным нормам, производными от которой являются потребности в уважении, привязанности и любви окружающих.

В силу особой роли, которую в организации  поведения играют знания об окружающем мире и его образ, потребность познания, которая у человека занимает особое место, также играет самостоятельную роль в структуре потребностей животных.  
 

2.2. Мозг  и психика

Материальным  субстратом протекания психических  процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов  оказывают влияние многие факторы  — организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным  порождением материального субстрата, оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством  ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.

Особую  роль в построении психических образов  играет головной мозг, который представляет собой скопление тел нервных  клеток, соединенных между собой  особыми отростками — аксонами и  дендритами. Наиболее важной особенностью нервных клеток является их способность  проводить нервные импульсы, в  которых кодируется информация, поступающая  из организма и внешней среды, а также способность сохранять  следы этих воздействий. Не всегда, однако, душевная жизнь связывалась  с деятельностью мозга. С накоплением  сведений о строении организма и  функциях отдельных органов крепло убеждение в том, что именно головной мозг отвечает за психические явления. Постепенно проблема локализации в  организме превратилась в проблему локализации в органе (в средние  века психическую жизнь связывали  с желудочками мозга), а затем  вместе с процессом дифференциации психических явлений — в проблему локализации отдельных психических  феноменов в отделах мозга.

Мозг  представляет собой сложнейшую нейрональную систему, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и деятельность всего организма в целом.

Было  бы грубой ошибкой связывать психические  процессы только с корой больших  полушарий головного мозга. Психика  является продуктом деятельности всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших полушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувствующие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.

Идея  функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних  и тех же видов психической  деятельности может встречаться  при различных по локализации  повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению целого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.

Выдающийся  отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствующими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый  блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и морфологически, и функционально связаны с  древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всех вышележащих отделов  мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежнему владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.

Второй  блок включает в себя кору больших  полушарий, располагающуюся кзади  от центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании проявляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность которых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфичностью: в теменных отделах — кожная и кинестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного расположения частей тела, т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется четкость движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осязания и слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осязании. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность строить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.

Третья  обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхности коры и располагается кпереди от центральной  извилины. При ее поражении наступают  специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствительности, сохранности  психического тонуса нарушается способность  к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.

Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что выявленные специфические  функции названных отделов мозга  соответствуют трем выделенным нами в начале основным компонентам психики, составляющим целостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта — активация (побуждение, которое переживается в форме мотива), образ и действие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура  психики

Психика – функция мозга, заключающаяся  в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых  регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом  отражении материальной действительности, в результате которого формируются  идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием  психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти  образы возникают у различных  людей своеобразно. Они зависят  от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния  и т.д. Иначе говоря, психика –  это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения  не означает, что это отражение  неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего  мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма  психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как  психика включает в себя сферу  подсознания и надсознания («Сверх Я»).

В структуру  психики входят: психические свойства, психические процессы, психические  качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним  относят свойства нервной системы: сила н.с. – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные  функции психики.

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет  свои особенности. 
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. 
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. 
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. 
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Информация о работе Психика и организм