Психика и её развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).
Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Работа содержит 1 файл

Реферат Психика и её развитие.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, связь  с жизненно значимой деятельностью  животного регулирует его рецепцию.

     Не  менее отчетливо эта зависимость  образа рецепции от образа действия выступает  и на уровне восприятия.

     Восприятие  – это чувственное отображение предмета или явления объективной действительности. Как отображение предмета, восприятие предполагает высокое развитие не только сенсорного, но и моторного аппарата, развитие тонической деятельности, обусловливающей возможность сохранять необходимое для наблюдателя состояние активного покоя и таким образом выделяться из потока происходящих в среде изменений, воспринимая в ней более или менее устойчивые предметы как источники от них исходящих воздействий и объекты на них направляемых действий.38

     Если  остановиться специально на восприятиях  человека в их историческом развитии, то здесь опять-таки в специфических  формах выступает зависимость образа рецепции от образа действия в виде зависимости специфически человеческого восприятия и его развития от развития общественной практики: преобразуя природу, порождая предметное бытие очеловеченной природы, общественная практика отчасти порождает, отчасти развивает новые формы специфически человеческого восприятия.

     Создавая  в искусстве красоту форм, порождая речь и музыку, она вместе с бытием их предмета порождает и человеческие способности их восприятия. Специфически человеческие формы восприятия являются не только предпосылкой специфически человеческой деятельности, они также и ее продукт.

     Мало  того, весь процесс осознания природы  совершается, как о том свидетельствует  палеонтология речи и мышления, по мере того, как соответствующие предметы и явления вовлекаются в процесс производственной деятельности людей и приобретают, в силу этой связи с их общественной деятельностью, общественную значимость.

     Если, наконец, перейти к мышлению человека как способности в закономерностях  развития познавать сущность явлений, то и тут оказывается, что человек познает природу, изменяя ее. 

     Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, которой человек преобразует  мир; он также ее продукт. В единстве практической и теоретической деятельности примат принадлежит первой. Познавательная деятельность человека зарождается и развивается сначала как сторона, момент, аспект его практической деятельности. Лишь затем она выделяется из практической деятельности, в которую она первоначально вплетена, в качестве особой теоретической деятельности. Даже и выделившись, теоретическая деятельность сохраняет, однако, связь с практической деятельностью, исходит из практики, подчиняется ее контролю, в свою очередь воздействуя на нее и руководя ею.

     Доступные на той или иной ступени развития способы воздействия на действительность всегда весьма существенно определяют доступные на этой ступени развития способы познания действительности, так же как, конечно, способы познания в свою очередь, развиваясь, обусловливают возможность новых, все более совершенных способов воздействия на действительность.

Конечно, существует и обратная зависимость  поведения от рецепции, в частности  деятельности эффекторов от рецепторов.

     Зависимость действия, движения от рецепции отчетливо выступает в элементарных сенсомоторных актах, в которых моторная реакция является эффекторным ответом на рецепцию. В процессе развития форм поведения развитию рецепции и рецепторных аппаратов, очевидно, принадлежит важная роль. Развитие рецепторов обнаруживает большую дифференциацию, чем развитие собственно эффекторов, и многообразие форм поведения, их дифференциация идет, таким образом, в большей мере за счет развития рецепции, чем за счет развития двигательного аппарата. Доказательством этому служит уже то, что рефлекторное поведение различных животных разнится много больше, чем их эффекторные аппараты. Преобладание рецепторов над эффекторами находит себе морфологическое выражение в том гистологическом факте, что сенсорные элементы, афферентные нейроны количественно преобладают над эфферентными еще в спинном мозгу животных, и по мере восхождения к высшим этажам нервной системы это преобладание становится все более значительным. Именно это преобладание сенсорных элементов и возможность функциональной связи одного и того же двигательного аппарата с различными афферентными нервами и обусловливает ту борьбу за овладение общим эфферентным путем, которую Ч.С.Шеррингтон отобразил в схеме "нейральной воронки".

     Открытый  И.П.Павловым механизм условного рефлекса вскрывает, как все новые и новые рецепторные моменты, в силу принципа временной связи, включаются в детерминирование эффекторной реакции. В результате все новые и новые данные рецепции приобретают определенную значимость для жизни организма. Уже рефлекторное поведение животного выражает, таким образом, его восприятие среды.

     Не  менее явственно выступает зависимость  образа действия от образа восприятия на дальнейших, более высоких, ступенях развития. Необходимым условием всякого осмысленного, разумного действия является учет объективных свойств той ситуации, в которой оно совершается, поэтому оно обязательно исходит из восприятия этой ситуации и в той или иной мере определяется им. От того, как индивид воспринимает мир, будет в значительной мере зависеть, как он будет действовать в нем.

     В дальнейшем отражение, познание действительности выходит за пределы только перцептивного  отображения действительности и  переходит к ее отражению в  мысли, в понятии, раскрывающем ее существенные опосредования, связи, закономерности развития. И опять-таки действия человека, его поведение будет в значительной мере зависеть от того, как он осмысливает действительность, от того, в какой мере он постигает происходящее в закономерностях его развития

     Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т. е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     За  последние годы область изучения развития психики обогатилась многими новыми данными. Справедливо будет сказать, что закономерности развития психики в филогенезе и онтогенезе являются одной из наиболее изученных и интересных глав именно советской психологии (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Галь-перин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубин-штейн, Д. Б. Эльконин и др.). Но многие из этих данных опубликованы только в теоретических монографиях и еще не вошли в учебники психологии.

    Психика как отражение возникает и  развивается в процессе практической деятельности человека. Вне деятельности, вне жизненно складывающихся общественных отношений нет человека и его психики.  
 
 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

  1. Слинько О. “Ключ к сердцу - соционика”, Киев, фирма “Доверие”, 1991 г.
  2. Использованы статьи, размещенные во всемирной компьютерной сети и полученные с использованием INTERNET.
  3. И. М. Сеченова(295, с. 533).
  4. Э.Кассирер, А.И.Делакруа и др. ст.36.
  5. Ч.С.Шеррингтон  схема "нейральной воронки".

Информация о работе Психика и её развитие