Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:21, статья
Изучение проблемы состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно обусловленного состояния связано с представителями профессий «помогающего» типа, особое место среди которых занимает средний медицинский персонал [1-6]. Общие психологические особенности деятельности представителей профессий «помогающего» типа и среднего медицинского персонала такие, как работа в условиях постоянного контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным психологическим реакциям, ответственность за жизнь и здоровье других людей и др., - рассматриваются в качестве условий возникновения состояния психического выгорания [2, 4-6].
УДК 159.924: 614.253.52
Состояние ПСИХИЧЕСКОГО выгорания СРЕДНЕГО медицинскОГО ПЕРСОНАЛА В КОНТЕКСТЕ ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
©Л. Н. МОЛЧАНОВА
Курский государственный медицинский университет
Кафедра социальной работы
e-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru
Молчанова Л. Н. − Состояние психического выгорания среднего медицинского персонала в контексте внутрипрофессиональной дифференциации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. №00 (00). С.00-00. - В статье дается эмпирическое обоснование проецирования условий и содержания профессиональной деятельности на состояние психического выгорания среднего медицинского персонала.
Ключевые слова: состояние выгорания, внутрипрофессиональная дифференциация, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности
Molchanova L. N. − A condition of mental burning out of the average medical personnel in a context of intraprofessional differentiation // Izv.Penz.gos.pedagog.univ.im. I V.G. Belinskogo. 2011. № 00 (00) . P. 00-00. - This article gives the empirical substantiation of displaying of conditions and maintenances of professional work on a condition of mental burning out of the average medical personnel.
Keywords: a burning out condition, inter-professional differentiation, objective and subjective conditions, stages of duration of professional work.
Изучение проблемы состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно обусловленного состояния связано с представителями профессий «помогающего» типа, особое место среди которых занимает средний медицинский персонал [1-6]. Общие психологические особенности деятельности представителей профессий «помогающего» типа и среднего медицинского персонала такие, как работа в условиях постоянного контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным психологическим реакциям, ответственность за жизнь и здоровье других людей и др., - рассматриваются в качестве условий возникновения состояния психического выгорания [2, 4-6]. Следует отметить, что в настоящее время проблема изучения состояния психического выгорания среднего медицинского персонала в контексте внутрипрофессиональной дифференциации является недостаточно разработанной, что и определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего исследования.
Большинство современных исследователей определяют психическое выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [5, 10].
Для реализации цели экспериментально-
Изучение развития состояния психического выгорания у медицинского персонала с позиций внутрипрофессиональных различий осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В. В. Бойко [1], а статистическая обработка результатов - с использованием пакета прикладных программ «STATISTIKA 6,0».
В исследованиях, посвященных изучению соотносимости состояния психического выгорания и длительности профессиональной деятельности, наблюдаются противоречивые результаты, а именно, в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния выгорания и длительности профессиональной деятельности [3,5], в других - отсутствие [8, 9], в третьих - наличие U- образной инвертированной зависимости между выраженностью психического выгорания и длительностью профессиональной деятельности [5]. Именно поэтому в исследовательский контекст мы включили изучение влияния длительности профессиональной деятельности на возникновение и развитие состояния психического выгорания.
Принимая во внимание информационные основы деятельности, как совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности [7], изучение динамики состояния психического выгорания у среднего медицинского персонала осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с учетом критерия внутрипрофессиональной дифференциации и длительности профессиональной деятельности (до 5лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет).
Субъективные условия деятельности фельдшеров, в отличие от медсестер, составляют высокая эмоциональная напряженность, постоянная рефлексия на содержание предмета своей деятельности, интенсивное соприкосновение с чужими проблемами, выраженное интенсивное общение с пациентами и их родственниками, медицинским персоналом. К числу предметных условий деятельности фельдшеров относят самостоятельный прием срочных решений и их исполнение. Среди субъективных условий деятельности медсестер выделяют продолжительное общение с пациентами, причем рефлексирование субъективных условий деятельности не является объективной необходимостью. К предметным условиям деятельности относят точное и своевременное выполнение врачебных назначений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания среднего медицинского персонала указал на следующие тенденции: у фельдшеров среднее значение показателя в фазе «напряжение» составило Xср. =21,20±17,66, в фазе «резистенция» -в пределах регистрируемости: Xср.=38,92±26,54, Xср.=27,04±18,57 отмечается в фазе «истощение»; у медсестер средние значения показателей только в фазах «резистенция» и «истощение» соответствуют умеренному уровню выраженности: Xср =52,40±25,15, Xср.=38,14±24,35 соответственно (в фазе «напряжение» Xср. =30,42±23,52); самые высокие значения в группе медсестер и значимость различий в фазе «резистенция»: U эмп.=540,0 при р = 0,014; в фазе «истощение»: U эмп.=588,5 при р = 0,043. Таким образом, условия и содержание профессиональной деятельности среднего медицинского персонала специфично проецируется на возникновение состояния психического выгорания, причем медсестры в большей степени, чем фельдшеры, попадают под его влияние.
Изучение динамики состояния психического выгорания у среднего медицинского персонала в аспекте внутрипрофессиональной дифференциации с различной длительностью профессиональной деятельности продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции:
Таблица 1
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания медсестер в его различных фазах (U-критерий Манна-Уитни, a≤0,05; U*эмп<Uкр)
№п/п |
Этапы длительности |
Фаза «напряжение» 1 |
Фаза «резистенция» 2 |
Фаза «истощение» 3 |
1-2 |
2-3 | ||||||
Хср.± д |
Качественный |
Хср.± д |
качественный |
Хср.± д |
качественный |
Uэмп |
р |
Uэмп |
р | |||
1. |
До 5 лет (1) |
22,77± 14,80 |
Не сформирована |
39,09± 18,25 |
В стадии формирования |
25,73± 11,59 |
Не сформирована |
100,5* |
0,009 |
140,5* |
0,017 | |
2. |
От 5 до 10 лет (2) |
22,64± 14,25 |
Не сформирована |
59,79 ± 28,31 |
В стадии формирования |
36,21± 20,54 |
Не сформирована |
21,5* |
0,000 |
46,0* |
0,017 | |
3. |
Свыше 10 лет (3) |
39,97± 28,40 |
В стадии формирования |
58,93± 24,76 |
В стадии формирования |
48,48± 28,71 |
В стадии формирования |
242,5* |
0,006 |
- |
- | |
UМанна-Уитни |
1-2 |
Uэмп |
79,5* |
- | ||||||||
р |
0,026 |
- | ||||||||||
1-3 |
Uэмп |
170,0* |
161,5* | |||||||||
р |
0,005 |
0,003 |
* - значимость различий
Таблица 2
Средние значения и значимость различий показателей состояния психического выгорания фельдшеров в его различных фазах (U-критерий Манна-Уитни, a≤0,05; U*эмп<Uкр)
№п/п |
Этапы длительности |
Фаза «напряжение» 1 |
Фаза «резистенция» 2 |
Фаза «истощение» 3 |
1-2 |
2-3 | |||||
Хср.± д |
качественный |
Хср.± д |
качественный |
Хср.± д |
качественный |
Uэмп |
р |
Uэмп |
р | ||
1. |
До 5 лет |
22,13± 12,29 |
Не сформирована |
33,50± 24,58 |
Не сформирована |
28,50± 14,98 |
Не сформирована |
- |
- |
- |
- |
2. |
От 5 до 10 лет |
22,88± 23,10 |
Не сформирована |
39,63± 35,98 |
В стадии формирования |
33,75± 26,17 |
Не сформирована |
- |
- |
- |
- |
- |
Свыше 10 лет |
18,89± 18,07 |
Не сформирована |
43,11± 20,05 |
В стадии формирования |
19,78± 11,45 |
Не сформирована |
15,0* |
0,024 |
12,5* |
0,023 |
* - значимость различий