Психическое развитие ребёнка шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:38, реферат

Описание работы

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 18.57 Кб (Скачать)

Ребенок шестого  года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка  необходимо готовить к будущему школьному  обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка  и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной  для усвоения знаний. Теперь настало  время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может  и хочет делать то, что требует  от него взрослый.

Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны  с их недостаточной социальной зрелостью  и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Вот какие жалобы высказывают родители и учителя  начальной школы:

- Ребенок не  подчиняется предписанным правилам  поведения в школе.

- Не слушает  объяснений учителя, занимается  своими делами.

- Вместо тетради  достает из ранца игрушки и  играет во время урока.

- Трудно привлечь  внимание ребенка, если не обращаешься  конкретно к нему.

- Ребенок долго  не может успокоиться и приступить  к уроку.

- Во время  занятий разговаривает с другими  детьми, может встать и ходить  по классу.

- Не дослушав  вопрос учителя, выкрикивает ответ  с места.

- За домашние  задания не усадить. Уроки может  делать до позднего вечера, постоянно  отвлекаясь на посторонние дела.

- Если что-то  не получается, все бросает и  отказывается от выполнения уроков  вообще.

Думаю, что такая  перспектива вас не устраивает, а  значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения  вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что  само по себе желание еще не повод  для действий и что сначала  нужно думать, а потом делать.

Но, конечно, принцип  постепенности должен выполняться  неукоснительно. Большую часть времени  ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность  в игре. Поэтому и обучение, становясь  более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное  развитие ребенка пяти-шести лет  определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка  этого возрастного периода характеризуется  непроизвольностью; он еще не может  управлять своим вниманием и  часто оказывается во власти внешних  впечатлений. Проявляется это в  быстрой отвлекаемости, невозможности  сосредоточиться на чем-то одном, в  частой смене деятельности.

Руководство взрослого  должно быть направлено на постепенное  формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом  связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так  и не очень интересного. 

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному  сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и  переходить от одной деятельности к  другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных  объектов.

Отчетливо сказывается  на развитии внимания роль эмоциональных  факторов (интереса), мыслительных и  волевых процессов.Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у  ребенка развивается буквально  с первых месяцев жизни. К пяти-шести  годам ребенок обычно хорошо различает  цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и  правильно использует многообразные  обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть  направо, дойти до угла, повернуть  налево, перейти на другую сторону".

Более трудным  для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить  себе длительность какого-либо дела.

На основании  наглядно-действенного мышления, которое  особенно интенсивно развивается у  ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие  мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. 

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого  года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко  запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание  происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита  зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у  четвертых - механическая.

В занятиях с  ребенком следует развивать все  виды памяти, но стремиться все-таки к  обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Как уже было сказано, ведущей деятельностью  ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность  ребенку представить себя во время  игры летчиком, моряком, шофером и  т. д.

Некоторых родителей  пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: "А нормально ли это?" Для  пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира. 

На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок  произносит правильно? Не "съедает" ли начала и окончания слов? Умеет  ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", значит, нужно "бить" тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Психолого-педагогического центра "Здоровье" Петроградского района Санкт-Петербурга (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., "Дельта", 1997), в одном из разделов которой логопед Л. Г. Парамонова дает описание специальных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связности речи у ребенка. Помимо проверочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование "западающих звеньев".

Если же вам  самим не удается добиться положительных  результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно  нужно обратиться за консультацией  к специалисту - логопеду.

Кстати, в этой же книге вы найдете и раздел, посвященный тому, как научить  ребенка считать и решать задачи (написан он Н. Я. Головневой).

По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей  этого возраста сами проявляют интерес  к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его  вопросы и стимулировали его  познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные  песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М - муравей, Я - яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую  букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок  назвал эту букву. Такие занятия  очень нравятся детям.

Для чтения вслух  выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; "волшебные  книжки" очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или  рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог "читать" вместе с  вами. Это очень важно с точки  зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что  эмоционально сближает вас друг с  другом.

Бывают такие  случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или  пишет с огромным количеством  ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: "Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу  ненавидит" и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и  поиск подходящей компании "товарищей  по несчастью". У них общая беда - ущемленное чувство собственного достоинства.

А ведь всего  этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли  бы своевременно преодолеть трудности  будущей школьной жизни. (В пять лет  можно уже сделать относительный  прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в  школе.) Чтобы избежать трудностей в  школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.

В упражнениях  для детей всех возрастов, но особенно для детей шестого года жизни, в разделе приводится большое  количество заданий, игр, развивающих  тонкую моторику пальцев рук. Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной  ниточкой, и любые нарушения в  этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально  развивающийся ребенок шести  лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами  и т. д.

Помимо упражнений, описанных в разделе, прекрасными  средствами для развития тонкой моторики являются: а) искусство оригами - создание из бумаги разнообразных изделий. Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги  по оригами продаются в наших  магазинах); б) искусство завязывания  узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).

Всегда поощряйте  занятия ребенка, если они связаны  с тренировкой пальцев рук.

Информация о работе Психическое развитие ребёнка шестого года жизни