Психическое и психологическое здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:34, доклад

Описание работы

Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.
Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

Работа содержит 1 файл

Здоровье психическое.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

Психическое и психологическое  здоровье

Психическое и  психологическое здоровье - вещи разные.

Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие  человеку быть адекватным и успешно  адаптироваться к среде. Противоположность  психическому здоровью - психические  отклонения, психические расстройства и психические заболевания.

Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек  может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой  психической неадекватности.

А психологическое  здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это  состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.

Здоровье психическое (mental health) — состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование в трудных ситуациях (выбор операциональных характеристик полноценного психического функционирования человека зависит от общего представления о личности и механизмах ее развития, принятых в той или иной психологической школе). Рассматриваются модели З. п., основанные на (а) позитивном определении здоровья, включающем обобщенные характеристики полноценного психического функционирования индивида; (б) сравнении и противопоставлении патологии (традиционные медицинские классификации психического здоровья).

Российские психологи (Б. Д. Карвасарский, 1982; А. М. Громбах, 1988; А. Ш. Тхостов, 1993; В. В. Лебединский, 1994 и др.) выделяют четыре основные группы людей с разными показателями З. п.: (1) совершенно здоровые, жалоб нет; (2) легкие функциональные нарушения, о чем свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией; (3) люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации; (4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации. Основной критерий разделения людей на группы уровня их психического здоровья — наличие жалоб самого человека на трудности жизни среди людей. Эти жалобы связаны с тем мифом о здоровье, который осваивает человек в конкретных социальных условиях (А. Ш. Тхостов, 1993). В этом понимании здоровья-нездоровья решается традиционная задача отделения психической нормы от патологии.

ВОЗ в качестве критериев психического здоровья рассматривает  следующие: (а) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я"; (б) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; (в) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; (г) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; (д) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; (е) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; (ж) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Б. С. Братусь выделил три уровня З. п.: (1) уровень психофизиологического здоровья (определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов); (2) уровень индивидуально-психологического здоровья (характеризуется способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений; (3) уровень личностного здоровья (это наивысший уровень, который определяется качеством смысловых отношений человека). И. В. Дубровина разделяет понятия "З. п." (относится к психическим процессам и механизмам) и "психологическое здоровье" (характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа). При этом подходе решается задача разделения "психической нормы" и "З. п." (здоровья личности).

Здоровая личность отличается от "нормальной", у  которой отсутствуют серьезные  психопатологические симптомы. По мнению Шобена, здоровые личности характеризуются самоконтролем, личной ответственностью, демократизмом и наличием идеалов. Джерард отмечает, что здоровые личности (а) постоянно расширяют свое осознание самих себя, других людей и окружающего мира; (б) развивают свою компетентность в удовлетворении базовых потребностей и в реагировании на опасность; (в) вырабатывают реалистические и отвечающие их потребностям ролевые и межличностные отношения.

Психоаналитическая  теория рассматривает любого человека изначально как невротика (испытывает трудности в удовлетворении инстинктивных  импульсов и затрачивает много  времени на непродуктивную активность), но одних людей в меньшей степени, чем других. "Нормальный" невротик отличается от невротика (1) сбалансированностью  подсистем личности, (2) своими защитными  тактиками (эго нормального человека содержит больший, чем у невротика, запас сублимированной энергии  и тем самым обладает большим  количеством социально одобряемых паттернов поведения). З. Фрейд предлагал в качестве критерия здоровья рассматривать способность личности продуктивно работать (ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении) и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения (способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений).

Другие психологические  теории личности адресуются к структурным  и динамическим качествам здоровой личности. С точки зрения структуры  здоровую личность можно рассматривать  в контексте процесса непрерывных  изменений, а не как сложившуюся  жестко зафиксированную систему. В  ходе такого развития личностные структуры  стремятся к обретению все  большей гармонии. Идея самоактуализации, разделяемая большинством гуманистических психологов, подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри человека. По Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным и наиболее "человеческим" (в истине и красоте, добре). Самоактуализирующаяся личность достигает гармонично функционирующей иерархии мотивов, в которой не существует конфликта, и где более высокие мотивы больше не блокируются требованиями мотивов более низкого порядка.

В. Франкл в качестве центральной характеристики подлинно человеческого стремления рассматривает самоопределение личности. Прогресс в направлении самоопределения зависит от приобретения все большего контроля над своей жизнью. Эриксон рассматривал последовательные периоды в жизненном цикле как череду экзистенциальных по своему содержанию конфликтов. Для здоровой личности характерна прогрессирующая интеграция фундаментальных видов переживаний в более широкую систему. Здоровая личность, находящаяся на определенном этапе своего жизненного пути, разрешила экзистенциальные конфликты предыдущих стадий, и, следовательно, способна к конструктивному разрешению фундаментальной проблемы текущей стадии.

К. Юнг рассматривал проблему прогрессирующей интеграции в развитии личности как прогрессивное  движение на пути согласования собственного личного опыта с универсальным  человеческим опытом. Цель развития в  высвобождении возможностей коллективного  бессознательного и ассимиляции  их в "Я" (процесс индивидуации). В результате субъект приобретает способность думать, чувствовать и действовать в большей степени на человеческом, нежели на личном (эго-защитном), уровне.

Критерии  психического здоровья. Психическая норма

Проблема определения  понятий «болезнь-здоровье», «норма-патология», судя по истории вопроса, относится  к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой  научной литературе насчитывается  около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло  конкретной реализации в практике.

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

- У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

- Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

- Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

- Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

- Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

- Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

- Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев  нет иерархии и нет их точного  количества. Их границы вычерчиваются  интуитивно.

Продолжая разрабатывать  проблему «психической нормы», ВОЗ  описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) - полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно  представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность  психических расстройств.

Среднестатистический  уровень - состояние показателей  психики соответствует популяционным  с учетом пола, возраста, социального  положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный  уровень - связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций - заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь - наличие  отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная  лабильность, тревожность, могут перейти  в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

- высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

- личностно-смысловой;

- психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость  человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости  и иерархии его составляющих»  и движение человека к самоосуществлению  в этой включённости - критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Список  источников

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999

4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981

5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998

6. Практикум  по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987

Введение

Человек - сложная  живая система, и ее жизнедеятельность  осуществляется на разных, но взаимосвязанных  между собой уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. В данной работе мы рассмотрим здоровье, связанное с психологическим уровнем.

На нем вопросы  здоровья, так или иначе, связаны  с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает  как психическое целое. Верно найденные на них ответы помогут понять главное: что такое здоровая личность. Ведь «чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противостоять влияниям, стремящимся нарушить ее цельность» (Корсаков С.С. Курс психиатрии. М., 1901)

Под психическим  здоровьем мы понимаем целостность, гармоничность, функционирование на высоком  уровне поведенческого и эмоционального регулирования и адаптивности.

 

Понятие психического здоровья

Психическое здоровье - это целостность, гармоничность, «функционирование  на высоком уровне поведенческого и  эмоционального регулирования и  адаптивности».

Платон говорил  о здоровье, как о красоте, которая  определяется соразмерностью, требует  «согласия противоположностей»  и выражается в соразмерном соотношении  душевного и телесного.

Древневосточная медицина (прежде всего китайская  и индийская) исходит в своем  учении из следующего кардинального  тезиса: духовное здоровье есть главная  основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем  тела, надо ценить и охранять превыше  всего.

Как отмечала И.В. Дубровина, «термин «психическое здоровье личности» имеет отношение не к отдельным психическим процессам  и механизмам, но относится к личности в целом».

Основные принципы построения психологической модели здоровой личности:

Холистичность. - Специфика предмета требует рассмотрения здоровья как системного качества, характеризующего личность в ее целостности.

Учет изначальной поливариантности интерпретаций. - В силу того, что здоровье представляет собой многоаспектный феномен, необходимо учитывать и интегрировать на едином концептуальном основании различные трактовки этого явления, соответствующие разным его аспектам.

Информация о работе Психическое и психологическое здоровье