Психический процесс «память»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Проблемам природы человека, его души и разума уделялось внимание еще в античные времена. До настоящего времени из всех взглядов древних авторов дошли: классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, о структуре личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Психология……………………………………………………………..5
2. Память как психический процесс…………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Психология ТягловаЕМ, 1з6эк-11.docx

— 83.79 Кб (Скачать)

     Благодаря памяти человек способен накапливать  информацию, при этом, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

     На  процессы памяти пытаются воздействовать фармакологическими и физическими  факторами. Это говорит о возможности  управления памятью. Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины.5

     Субъективные – интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, остановка человека.

     Объективные – характер, количество и наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

     Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему сохранять, накапливать и использовать хранящиеся в ней знания и навыки.

     Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

     В настоящее время существует несколько  основных подходов классификации различных  видов памяти. Все виды памяти не могут существовать отдельно друг от друга. Они находятся в тесном взаимодействии. Давайте, рассмотрим эти классификации и взаимодействия. Итак, классификация основных видов памяти делится:

  • По характеру психической активности, преобладающей в деятельности. И в свою очередь разделяется на двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую.
  • По характеру целей деятельности и делится на произвольную и непроизвольную.
  • По продолжительности сохранения материала, которая в свою очередь делится на долговременную, кратковременную, сенсорная и оперативную.

Рассмотрим  характеристики основных видов памяти:

  • Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций – печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п. Считается генетически первичной.
  • Эмоциональная – формируется одновременно с двигательной, которая представляет собой запечатление пережитых нами чувств. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни каждого человека.
  • Образная – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Существуют пять подвидов образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память.
  • Словесно-логическая – выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью является то, что мысли не существуют без языка. Считается высшим видом памяти, присущим только человеку, – с ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий: чтение, счет и т. п.
  • Непроизвольная – информация запоминается сама собой, без специального заучивания в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  • Произвольная – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания.

- Целью запоминания является насколько прочно и надолго человек хочет запомнить.

- Приемы заучивания бывают:

    механические  дословные –  работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

    логический  пересказ – пересказ своими словами, работает логическая память. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти.

    - образные приемы – перевод информации в образы, графики, схемы, картинки, работает образная память.

  • Кратковременная – характеризуется кратким сохранением воспринимаемой информации. И только делая усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная память все же поддается сознательной регуляции и может контролироваться человеком. Объем кратковременной памяти индивидуален. Она играет большую роль в жизни человека. А так же имеет значение для организации мышления. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается полезная. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти.
  • Долговременная – способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.
  • Сенсорная - это память тех сенсорных органов, на которые поступила информация. Лучше всего она изучена в отношении зрения и слуха. Сохраняются лишь доли секунды, и продлить их возможности не имеет.
  • Оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающая эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей из кратковременной и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

     Памяти  присуши следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

      Возможные расстройства памяти:

  • Гиперфункция памяти – когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гиперфункция памяти принимает форму навязчивых воспоминаний.
  • Амнезия – утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию.

     Это интересно. Одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти заключается в том, что есть тип амнезии, которой страдают все. Практически никто не может вспомнить, что с нами происходило в первый год жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом. Впервые на это любопытное явление обратил внимание Фрейд, который назвал его амнезией детства. Он открыл это явление, наблюдая, что его пациенты не способны вспомнить события первых трех – пяти лет.

     Поначалу  можно подумать, что в этом нет  ничего необыкновенного, поскольку  память на события со временем стирается  и между ранним детством и взрослой жизнью прошло очень много времени. Но амнезию детства нельзя свести к обычному заболеванию. Большинство 30-летних людей могут многое вспомнить  о своих годах в средней  школе, но очень редко кто из 18-летних сможет что-нибудь сказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, хотя временной интервал в обоих случаях одинаков – 15 лет.

     Что любопытно, развитие речи достигает  первого пика в возрасте трех лет, обучение в школе начинается с  пяти лет, и, видимо, именно в период между тремя и пятью годами заканчивается амнезия детства.6 

Заключение 
 

     Сущность  процесса заключается в том, что  память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

     Развитие  памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

     Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.

     Человеческая  память – это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение всего, что с ним произошло.

     Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, чего уже нет в настоящем.

     Поэтому память необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

     Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. Введение в психологию / Учебник. Пер. с англ.яз. Зинченко В.П. М.: Тривола. 1999.
  2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика / Учебное пособие. СПб.: Питер, 2002.432 с.
  3. Скитяева И.М. Психология / Тексты лекций. – Ярославль: МУБиНТ, 2003. – 63 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Учебники, учебные пособия. РнД.: Феникс, 2000. – 672 с.
  5. Интернет ресурсы.

Информация о работе Психический процесс «память»