Характер
- это своеобразие склада психической
деятельности, проявляющегося в
особенностях социального поведения
личности и в первую очередь
в отношениях к людям, делу,
к самому себе.
Характер
формируется в процессе познания
окружающего мира и практической
деятельности. От круга впечатлений
и разнообразия деятельности
зависят полнота и сила характера.
Основа, главный стержень характера
складывается постепенно, укрепляется
в процессе жизни и становится
типичной для данного человека,
а конкретные проявления характера
могут видоизменяться в зависимости
от ситуации, в которой находится
человек под влиянием людей,
с которыми он общается. Оставаясь
самим собой, человек может
проявлять то большую, то меньшую
откровенность или замкнутость, решительность
или нерешительность, твердость или мягкость.
Некоторые сдвиги в характере наблюдаются
при старении организма, продолжительной
болезни или других изменениях в психике.
У каждого человека черты и качества соединены
по-разному. Неповторимое, индивидуальное
сочетание психологических черт личности
представляет собой характер.
Характер
- это своеобразие склада психической
деятельности, проявляющегося в
особенностях социального поведения
личности и в первую очередь
в отношениях к людям, делу,
к самому себе.
Характер
формируется в процессе познания
окружающего мира и практической
деятельности. От круга впечатлений
и разнообразия деятельности
зависят полнота и сила характера.
Основа, главный стержень характера
складывается постепенно, укрепляется
в процессе жизни и становится
типичной для данного человека,
а конкретные проявления характера
могут видоизменяться в зависимости
от ситуации, в которой находится
человек под влиянием людей,
с которыми он общается. Оставаясь
самим собой, человек может
проявлять то большую, то меньшую
откровенность или замкнутость,
решительность или нерешительность,
твердость или мягкость. Некоторые
сдвиги в характере наблюдаются
при старении организма, продолжительной
болезни или других изменениях
в психике.
Структура
характера
Определить
структуру, или строение, характера
человека - значит выделить в характере
основные компоненты и установить обусловленные
ими специфические черты в
их сложном отношении и взаимодействии.
В характере как психическом
складе, как целостной системе
свойств, отражающих историю взаимодействие
личности с условиями жизни, всегда
можно выделить основные звенья системы.
или динамические стереотипы, которые'
закрепляются внешними воздействиями
и которые характеризуют поведение человека
в данных условиях жизни. В содержательном
плане характер рассматривается как система
отношений человека к окружающему миру,
деятельности, другим людям, к самому себе.
Отношение
к окружающему миру выражается
в направленности личности, которая
проявляется и действиях, поступках,
поведении и определяется мировоззрением
человека, его потребностями.
По
отношению людей к окружающему
миру можно говорить о характерах
идейных и безыдейных. Идейный
характер свойственен человеку,
имеющему определенные устойчивые
взгяды и поступающему в соответствии
с ними. Наоборот, человек с безыдейным
характером либо вообще не имеет твердых
взглядов и убеждений, либо действует
вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам
или постороннему влиянию.
Важной
чертой идейного характера, выраженной
по отношению к окружающему,
является его целенаправленность.
Она проявляется в наличии
у человека системы ближних
и дальних целей, обусловленных
его мировоззрением.
По
отношению к труду различают
деятельные и бездеятельные характеры.
Человеку с деятельным характером
присуща целеустремленность, которая
делает труд организованным; придает
ему общественную значимость
и моральную ценность. Деятельные,
но неорганизованные люди внешне
суетливы, отличаются отсутствием
целеустремленности или неумением
подчинить свои действия своим
мыслям.
Люди,
обладающие бездеятельным характером,
пассивны. Бездеятельность вместе
с тем может вызываться глубокой
внутренней противоречивостью человека.
Но и в этом случае она
не может быть оправдана.
Отношение
к людям проявляется во взаимоотношениях
с товарищами, в совместной деятельности
в коллективе. По этому принципу
различают людей с общительными
и замкнутыми характерами.
В
жизни встречаются люди с общительным
поверхностным характером. Они легко
завязывают знакомства в основе которых
отсутствует осознание какой бы то ни
было общности. Таких людей обычно называют
легкомысленными. Они способны на различного
рода неожиданности, и поэтому за ними
требуется постоянный контроль. Общительность
человека может быть избирательной, основывающейся
на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим.
Подобная общительность положительна,
она характеризует человека как принципиального,
последовательного.
Замкнутый
характер может быть следствием
отрицательного или безразличного
отношения к людям, или глубокой
внутренней сосредоточенности (и
тогда она не свидетельствует
о безразличии), или недоверия
к ним, осторожности, что бывает,
когда человек живет в чужой
ему среде.
Отношение
к самому себе. Каждый человек
определённым образом относится
к самому себе. Это отношение
содержит в себе осознание
своего положения в коллективе,
обществе и обязанностей перед
ними. Переоценка своей значимости,
возможностей и потребностей
свойственна людям с эгоистическим
характером. Эгоист ставит себя,
свои личные интересы выше
интересов коллектива, поэтому такой
человек ненадежен, на него
нельзя положится. Люди с такой чертой
характера в последующем, в период службы,
испытывают большие трудности во взаимоотношениях
с сослуживцами. Человек с альтруистическими
чертами характера превыше всего ставит
интересы коллектива, других людей. Альтруизм
- важная черта характера, без которой
невозможно существование подлинного
коллектива
Оценка
характера.
Каждый
характер индивидуален, но, несмотря на
это, характерам можно давать некоторые
общие оценки: по содержанию, силе, наличию
или отсутствию тех или иных черт.
Оценка по содержанию осуществляется
указанием на особенности отношений
человека к себе, другим людям, труду,
окружающему. Это основная оценка, без
которой нельзя конкретно и правильно
судить о характере.
Оценка
характера по силе. Сильными называют
характеры тех людей, чьи поступки,
поведение соответствуют их знаниям
и убеждениями. Человек с сильным
характером - надежный человек. Если
знать его взгляды, убеждения
то можно уверенно предвидеть,
как этот человек поступит
в той или иной ситуации.
Оценка
характера по свойственным ему чертам:
волевые - самостоятельность, самообладание,
непреклонность, твердость, упорство;
эмоциональные - уравновешенность, порывистость,
страстность, впечатлительность; интеллектуальность
- глубокомыслие, сообразительность, находчивость
и др.
Значение
характера
Характер,
отражая жизнь, в свою очередь
влияет на образ жизни. Человек
с твердым и решительным характером
может преодолеть любые препятствия
и добиться осуществления поставленной
цели, использовав все возможности и рационально
организовав свою жизнь, свой труд.
Характер
имеет большое значение не
только для самой личности, но
и для общества. Жизнь и работа
коллектива, особенно настроение
каждого человека, определяются
качествами характеров индивидов.
Случается так, что один человек
с трудным характером мешает
жить всему коллективу. Из-за такого
человека в коллективе возникают
нередко конфликтные отношения,
склоки, которые отражаются на
работе и жизнеощущениях всех
людей. Чтобы изучить характер,
необходимы длительные наблюдения
в различных ситуациях.
- Способности.
Природа способностей
Французский
философ-материалист, идеолог революционной
буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный
сторонник учения о решающей роли среды
в формировании личности - считал, что
способности есть продукт общественный
и различаются они лишь за счет принадлежности
человека к той или иной среде. Бытовали
и другие мнения видных ученых. Так, например,
Ф. Гальтон (1822- 1911), английский психолог
и антрополог, считал, что человек - существо
чисто биологическое и способности передаются
ему <по наследству>, т.е. являются врожденным
свойством. Исследования ученых, опирающихся
на современную методологию, раскрывают
сложную структуру способностей. Во-первых,
социальная сторона способностей проявляется
в характере общественных отношений, определенном
виде деятельности и выбранной специальности,
условий жизни и службы и т.п. Во-вторых,
психологическая сторона способностей,
т.е. особенности протекания психических
познавательных, эмоциональных и волевых
процессов, проявления свойств и качеств,
наличие психических образовании и т.д.
В-третьих, физиологическая сторона способностей
- это анатомо-физиологические особенности
организма и нервной системы человека,
это - задатки, которые являются врожденными
особенностями.
Способности
- это совокупность таких психических
особенностей человека, которые позволяют
ему успешно овладевать и заниматься
одним или несколькими видами
деятельности и постоянно совершенствоваться
в них.
Способности
проявляются, функционируют и развиваются
только в деятельности.
Классификация
способностей
Все спосо6ности
человека можно классифицировать, исходя
из их внутренней структуры. Первая группа
способностей имеет биологическую основу,
где различаются: элементарные способности,
связанные с особенностями протекания
первичных познавательных процессов (ощущение,
восприятие, внимание, память); сложные
способности, связанные с особенностями
таких форм психического отражения как
мышление, представление, воображение;
например, способность критически мыслить,
быстро анализировать обстановку и принимать
оптимальные решения и т.п.; "демонические",
связанные с физиологическими особенностями
организма человека.
Вторая
группа базируется на социальной
основе и подразделяется на
способности общие, которыми в
той или иной степени наделены
все люди. Это способности к
общечеловеческим видам деятельности,
общению друг с другом. Речь
идет о благоприятном сочетании
многих особенностей и качеств
личности, проявляющихся в деятельности;
специальные (профессиональные), дающие
возможность достичь высоких
результатов в определенной деятельности,
выбранной профессии; частные
- это способности человека в
неосновном для него виде деятельности.
Связующим звеном между способностями
первой и второй групп является
особый вид способностей - творческие.
Творчество
- деятельность, порождающая нечто
новое, никогда ранее не существовавшее.
Оно ориентировано не на приспособление
к сложившимся конкретно социальным,
логическим, психологическим установлениям,
стереотипам и т.п., а их ломку,
преобразования, нередко связанные
даже с риском. Творческие способности
человека проявляются в любой
деятельности - научной, художественной,
производственной, общественной, воинской.
Уровни
развития способностей
Исходя
из определения видно, что способности
позволяют человеку заниматься одним
или несколькими видами деятельности.
В зависимости от сложности, многообразности
и общественной значимости деятельности
различают три уровня развития способностей.
Одаренность - благоприятное сочетание
способностей обеих групп, позволяющих
человеку успешно заниматься несколькими
видами деятельности. Например, академик
Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.
14-летним студентом университета он занимался
на двух факультетах: физико-математическом
и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным
аспирантом знаменитого Ленинградского
физико-технического института, несмотря
на то, что еще не имел университетского
диплома. Талант - совокупность способностей,
которые позволяют получать продукт деятельности,
отличающейся оригинальностью и новизной,
высоким совершенством и общественной
значимостью.
Гениальность
- высшая степень одаренности, позволяющая
человеку достичь общественно значимых,
имеющих революционное значение
результатов.
Заключение
Личность
– сложнейшая психологическая структура,
результат воспитания, социального
влияния, установления гармонии внутри
заложенных в самом человеке качеств.
При этом личность обнаруживается как
определение исключительно в
социуме, без него существовать и
развиваться не может.
Человеку
во многом важно разобраться в
том, кто он такой, как функционирует
и взаимодействует, что стоит
за теми или иными его поступками,
решениями, действиями, что приводит
к положительным, а что – к
отрицательным изменениям в жизни,
как добиваться своих целей, и
достичь гармонии с самим собой,
не выпадая из общественно-социальной
структуры, оставаясь личностью…
Раздел
психологии – изучающий эту проблему
очень велик, но каждый из ученых, каждый,
создавший и сформулировавший свою
теорию говорит о существовании
личности и связывает ее с одними
и теми же факторами, что дает человеку
возможность выбрать понятный и
приемлемый для себя подход, чтобы
научиться лучше понимать себя и
преодолевать трудности на своем
пути.