Психические свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

Тема личности человека, структуру её психологических свойств волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

Содержание

Введение
Темперамент личности.
Характер
Способности.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 2.08 Мб (Скачать)

 Характер - это своеобразие склада психической  деятельности, проявляющегося в  особенностях социального поведения  личности и в первую очередь  в отношениях к людям, делу, к самому себе.

 Характер  формируется в процессе познания  окружающего мира и практической  деятельности. От круга впечатлений  и разнообразия деятельности  зависят полнота и сила характера.  Основа, главный стержень характера  складывается постепенно, укрепляется  в процессе жизни и становится  типичной для данного человека, а конкретные проявления характера  могут видоизменяться в зависимости  от ситуации, в которой находится  человек под влиянием людей,  с которыми он общается. Оставаясь  самим собой, человек может  проявлять то большую, то меньшую  откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике. У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

 Характер - это своеобразие склада психической  деятельности, проявляющегося в  особенностях социального поведения  личности и в первую очередь  в отношениях к людям, делу, к самому себе.

 Характер  формируется в процессе познания  окружающего мира и практической  деятельности. От круга впечатлений  и разнообразия деятельности  зависят полнота и сила характера.  Основа, главный стержень характера  складывается постепенно, укрепляется  в процессе жизни и становится  типичной для данного человека, а конкретные проявления характера  могут видоизменяться в зависимости  от ситуации, в которой находится  человек под влиянием людей,  с которыми он общается. Оставаясь  самим собой, человек может  проявлять то большую, то меньшую  откровенность или замкнутость,  решительность или нерешительность,  твердость или мягкость. Некоторые  сдвиги в характере наблюдаются  при старении организма, продолжительной  болезни или других изменениях  в психике. 

Структура характера

Определить  структуру, или строение, характера  человека - значит выделить в характере  основные компоненты и установить обусловленные  ими специфические черты в  их сложном отношении и взаимодействии. В характере как психическом  складе, как целостной системе  свойств, отражающих историю взаимодействие личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы. или динамические стереотипы, которые' закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

 Отношение  к окружающему миру выражается  в направленности личности, которая  проявляется и действиях, поступках,  поведении и определяется мировоззрением  человека, его потребностями. 

 По  отношению людей к окружающему  миру можно говорить о характерах  идейных и безыдейных. Идейный  характер свойственен человеку, имеющему определенные устойчивые взгяды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с безыдейным характером либо вообще не имеет твердых взглядов и убеждений, либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или постороннему влиянию.

 Важной  чертой идейного характера, выраженной  по отношению к окружающему,  является его целенаправленность. Она проявляется в наличии  у человека системы ближних  и дальних целей, обусловленных  его мировоззрением.

 По  отношению к труду различают  деятельные и бездеятельные характеры.  Человеку с деятельным характером  присуща целеустремленность, которая  делает труд организованным; придает  ему общественную значимость  и моральную ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне  суетливы, отличаются отсутствием  целеустремленности или неумением  подчинить свои действия своим  мыслям.

 Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность вместе  с тем может вызываться глубокой  внутренней противоречивостью человека. Но и в этом случае она  не может быть оправдана. 

 Отношение  к людям проявляется во взаимоотношениях  с товарищами, в совместной деятельности  в коллективе. По этому принципу  различают людей с общительными  и замкнутыми характерами. 

 В  жизни встречаются люди с общительным  поверхностным характером. Они легко  завязывают знакомства в основе которых отсутствует осознание какой бы то ни было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны на различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный контроль. Общительность человека может быть избирательной, основывающейся на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим. Подобная общительность положительна, она характеризует человека как принципиального, последовательного.

 Замкнутый  характер может быть следствием  отрицательного или безразличного  отношения к людям, или глубокой  внутренней сосредоточенности (и  тогда она не свидетельствует  о безразличии), или недоверия  к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой  ему среде. 

 Отношение  к самому себе. Каждый человек  определённым образом относится  к самому себе. Это отношение  содержит в себе осознание  своего положения в коллективе, обществе и обязанностей перед  ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей  свойственна людям с эгоистическим  характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше  интересов коллектива, поэтому такой  человек ненадежен, на него  нельзя положится. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование подлинного коллектива

Оценка  характера.

Каждый  характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые  общие оценки: по содержанию, силе, наличию  или отсутствию тех или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений  человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без  которой нельзя конкретно и правильно  судить о характере.

 Оценка  характера по силе. Сильными называют  характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям  и убеждениями. Человек с сильным  характером - надежный человек. Если  знать его взгляды, убеждения  то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит  в той или иной ситуации.

 Оценка характера по свойственным ему чертам:  волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.

 Значение характера

 Характер, отражая жизнь, в свою очередь  влияет на образ жизни. Человек  с твердым и решительным характером  может преодолеть любые препятствия  и добиться осуществления поставленной  цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

 Характер  имеет большое значение не  только для самой личности, но  и для общества. Жизнь и работа  коллектива, особенно настроение  каждого человека, определяются  качествами характеров индивидов.  Случается так, что один человек  с трудным характером мешает  жить всему коллективу. Из-за такого  человека в коллективе возникают  нередко конфликтные отношения,  склоки, которые отражаются на  работе и жизнеощущениях всех  людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения  в различных ситуациях. 

 

  1. Способности.

Природа способностей

 

 Французский  философ-материалист, идеолог революционной  буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо чисто биологическое и способности передаются ему <по наследству>, т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями.

Способности - это совокупность таких психических  особенностей человека, которые позволяют  ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них.        

Способности проявляются, функционируют и развиваются  только в деятельности.

Классификация способностей

Все спосо6ности  человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.

 Вторая  группа базируется на социальной  основе и подразделяется на  способности общие, которыми в  той или иной степени наделены  все люди. Это способности к  общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь  идет о благоприятном сочетании  многих особенностей и качеств  личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие  возможность достичь высоких  результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные  - это способности человека в  неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между способностями  первой и второй групп является  особый вид способностей - творческие.

Творчество - деятельность, порождающая нечто  новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные  даже с риском. Творческие способности  человека проявляются в любой  деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской.

Уровни  развития способностей

Исходя  из определения видно, что способности  позволяют человеку заниматься одним  или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности  и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание  способностей обеих групп, позволяющих  человеку успешно заниматься несколькими  видами деятельности. Например, академик Л.Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома. Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая  человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.

 

Заключение 

Личность  – сложнейшая психологическая структура, результат воспитания, социального  влияния, установления гармонии внутри заложенных в самом человеке качеств. При этом личность обнаруживается как  определение исключительно в  социуме, без него существовать и  развиваться не может.

Человеку  во многом важно разобраться в  том, кто он такой, как функционирует  и взаимодействует, что стоит  за теми или иными его поступками, решениями, действиями, что приводит к положительным, а что – к  отрицательным изменениям в жизни, как добиваться своих целей, и  достичь гармонии с самим собой, не выпадая из общественно-социальной структуры, оставаясь личностью…

Раздел  психологии – изучающий эту проблему очень велик, но каждый из ученых, каждый, создавший и сформулировавший свою теорию говорит о существовании  личности и связывает ее с одними и теми же факторами, что дает человеку возможность выбрать понятный и  приемлемый для себя подход, чтобы  научиться лучше понимать себя и  преодолевать трудности на своем  пути.

Информация о работе Психические свойства личности