Психические свойства личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕМПЕРАМЕНТ 5
1.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕМПЕРАМЕНТА 6
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ 9
1.2.1. Сангвинический темперамент 9
1.2.2. Флегматический темперамент 9
1.2.3. Холерический темперамент 10
1.2.4. Меланхолический темперамент 11
2. ХАРАКТЕР 12
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ 12
2.1.1. Экстравертированный тип 12
2.1.2. Интровертированный тип 13
2.2. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 13
2.3. ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ И ПСИХОПАТИЙ ХАРАКТЕРА 17
3. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Психол_Педагог_контрольная.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      Отношение к другим людям не только выступает  важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение  к себе как деятелю, зависящее  прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

    1. Типы акцентуаций и психопатий характера

      Акцентуации характера – понятие, введенное Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность – с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Циклоидный  тип. Главная черта состоит в чередовании фаз гипертимности и субдепрессии - между собой и интермиссиями. Длительность каждой фазы у циклоидов в подростковом возрасте обычно составляет 1-2 недели. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, становятся вялыми домоседами, избегают компаний. Самооценка формируется постепенно, по мере чередования фаз.

Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения. От настроения зависит все - и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем, от кого видят любовь, внимание и заботу. Большая потребность в сопереживании. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера.

Астеноневротический тип. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость обычно является следствием умственной работы и нахождения в ситуации соревнования. При утомлении возникают аффективные вспышки по любому поводу. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Самооценка отражает ипохондрические установки.

Сенситивный тип. Две главные черты – большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Видят в себе много недостатков – особенно морально-этических и волевых. Замкнутость обычно внешняя. С незнакомыми людьми трудны даже формальные контакты. К делинквентности и алкоголизации не склонны. Самооценка – объективна. Отказ отвечать предпочитают неправде.  
Психастенический тип. Главные черты: нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мысль в виде опасений за свое будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу, легкость возникновения навязчивостей. Отвечать за себя и других – очень трудно. Защитой от постоянной тревоги за воображаемые неприятности и несчастья становятся выдуманные приметы и ритуалы. Делинквентность и алкоголизация не свойственны. Самооценка далеко не всегда верна.

Шизоидный тип. Главные черты: замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудны неформальные эмоциональные контакты. Недостаток сопереживания. Внутренний мир закрыт, заполнен увлечениями и фантазиями «для себя», которые служат утешению самолюбия, либо носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычной изысканностью. Алкоголизация и делинквентность встречаются редко. Самооценка обычно неполная, часто подчеркивается нонконформизм в самооценке.

Эпилептоидный тип. Главная черта – склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами и днями, постепенно развиваясь и ослабевая. Аффекты сильны и продолжительны. Любовь сопровождается ревностью. Алкогольное опьянение протекает тяжело – с гневом и агрессией. Среди сверстников стремятся властвовать. Педантизм часто встречается как компенсация собственной инертности.

Истероидный тип. Беспредельный эгоцентризм, жажда внимания к себе, желательно положительного. На худой конец подходит и ненависть к себе. Эмоциональность сопровождается отсутствием глубоких чувств. Легко играют роли. Самооценка необъективна.

Неустойчивый  тип. Главная черта – нежелание трудиться: не учиться, не работать. Полное безволие в ситуации ответственности. Сильная тяга к развлечениям. С желанием поразвлечься связана делинквентность и алкоголизация. Семья для них – источник средств для развлечений. Живут настоящим. Самооценка неверная – приписывают себе конформные и гипертимные черты.

Конформный  тип. Главная черта – чрезмерная и постоянная конформность к привычному непосредственному окружению. Не переносят нового, т.к. не могут сразу под него подстроиться, стать к нему конформными.

  1. Направленность и способность

      Выступая  как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

      Содержание  характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

      Именно  направленность личности лежит в  основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности – это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

      В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

      Показательными  для понимания характера могут  быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов – городками, Д.И. Менделеев – чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

      Люди  со сходной направленностью могут  идти совершенно разными путями к  достижению целей и используя  для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

     Способность - психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одаренностью, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о  личности как вместилище психологических  процессов, состояний и свойств. Личность – это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида – тип его высшей нервной деятельности – закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. А.Г. Маклаков. М15 Общая психология – СПб: Питер, 2001 – 592 с: ил – (Серия «Учебник нового века»).
  2. А.П.Тихонов. «Соционика, ментология и психология личности», 2000, № 6.
  3. О.А. Балашова. Учебный материал по курсу «Психология», Москва, 2007.
  4. Психология. Учебник. / Под ред. Дружинина В.Н. – С-Пб.: Питер, 2002.

Информация о работе Психические свойства личности