Психические состояния человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическим состоянием человека является конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.

Содержание

ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ХАРАКТИРИСТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ, ПОДВИЖНОСТИ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРИМЕРЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

4 псих и пед контрольная.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 3
  1. ХАРАКТИРИСТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ, ПОДВИЖНОСТИ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА 5
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРИМЕРЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 8

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
 

     В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических  состояний. Психическим состоянием человека является конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности [3, с. 20]. Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

     Психические состояния могут быть эндогенными  и реактивными, или психогенными [1]. В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, активационные, тонические, тензионные составляющие.

       Сменяясь, психические состояния, сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение)[4].

     Наряду  с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния отдельных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний ─ общественное мнение и общественное настроение.

     Психические состояния человеческих общностей  характеризуются целым рядом  признаков, не свойственных вообще или  свойственных в меньшей степени  состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность, тенденция к закреплению.

     Психические состояния человека характеризуются  целостностью, подвижностью и относительной  устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

     Возникновение и протекание психических состояний  человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта, (в том  числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

     Однако  можно выделить типичные положительные  и отрицательные психические  состояния, свойственные большинству  людей, как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так  и в профессиональной деятельности. Сюда следует отнести психические  состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов  в работе, состояние волевой активности и т. д. [6, с.110]

     Таким образом, психические состояния, представляют собой целостные характеристики психической деятельности человека за определенный период времени.

  1. ХАРАКТИРИСТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ, ПОДВИЖНОСТИ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
 

     Психические состояния человека характеризуются  целостностью, подвижностью и относительной  устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

     Целостность психических состояний проявляется  в том, что они характеризуют  в определённый промежуток времени  всю психическую деятельность в  целом, выражают конкретное взаимоотношение  всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических  состояний можно проиллюстрировать  на примере состояния убеждения  человека в чём-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знании е и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

     Подвижность психических состояний заключается  в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определённая динамика и конец).

     Психические состояния обладают относительной  устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические  процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны  между собой. Психические состояния  влияют на психические процессы, являясь  фоном их протекания. В то же время  они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств  личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности  мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

     Под влиянием психических состояний, возникающих  в ходе жизненных отношений, конфликтных  ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка  относительно устойчивых качеств личности.

     Психические состояния отличаются крайним многообразием  и полярностью. Последнее понятие  означает, что каждому психическому состояния человека соответствует  противоположное состояние (уверенность  – неуверенность, активность - пассивность, фрустрация- толерантность и т.д.).

     Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

  1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные;
  2. в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
  3. в зависимости от степени глубины – состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;
  4. в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;
  5. в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
  6. в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
  7. в зависимости от причин, их вызывающих;

     Между психическими процессами, состояниями и свойствами личности существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРИМЕРЫ  ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА
 
    
  1. Одним из познавательных видов психических процессов является воображение.

     Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Воображение характерно только для человека. Благодаря воображению  человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения  и творчества людей. Воображение  выводит человека за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек  может «жить» в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире.

     Воображение присутствует в любом виде нашей  трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что  мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда  и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

     Воображение подразделяется на: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

     - активное воображение – это воображение, силой которого, человек может добровольно вызвать какие-либо образы, представить что-либо;

     - пассивное воображение – это воображение, с помощью которого в мозгу человека возникают спонтанные образы, независимые от желания человека;

     - продуктивное воображение – это  воображение, лежащее в основе  творческой деятельности, будь то  литературная или конструкторская,  музыкальная или научная деятельность; 

     Примером  проявления воображения в жизнедеятельности  человека является, создание художником картины, или, допустим, поэтом, писателем создание литературного произведения, в этом случае автор описывает вымышленные ситуации, происходящие с вымышленными героями, используя свое воображение.  Деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

     Примерами проявления воображения так же служит сон, грёзы. Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

  1. Одной из основных параметров психического состояния человека является стресс.

     Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению  у человека специфического состояния  нервно-психологической напряжённости, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

     Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так  и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряжённости (а её крайние формы – стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г.Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «плохих» (дистресс).

     По  отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и  адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряжённой и трудной задачи, на которую (вне зависимости от её тяжести) человек, выполняющий её, реагирует адекватно.

     В состоянии стресса возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение определённых задач. Это происходит ввиду того, что  стресс выступает как фактор, разрушающий  предварительное «эмоциональное планирование», а в конечном итоге и всю  схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе  возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Ещё большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Информация о работе Психические состояния человека