Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 03:14, реферат
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Введение
1 . Сенсорно – перцептивные психические процессы.
1.1 Ощущение
1.2 Восприятие
2 . Когнитивные психические процессы
2.1 Память
2.2 Воображение
2.3 Мышление
2.4 Речь
2.5 Внимание
Мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация).
Формы мышления: понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение,
Способы мышления – индукция и дедукция.
Виды мышления:
- наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека)
- образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений)
- творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений)
- отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление.
Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.
Характеристики мышления :
- Продуктивность (объем и качество выполненных мыслительных операций)
- Мобильность (время, необходимое для начала выполнения необходимых мыслительных операций),
- Скорость (время выполнения мыслительной операции).
- Самостоятельность (степень независимости мышления от других факторов)
- Целеустремленность (способность выполнить необходимые мыслительные операции), последовательность (соблюдение логики мышления),
- Глубина (уровень познания объективного мира в мышлении),
- Широта (использование в мышлении информации, находящейся за пределами объекта мышления)
- Гибкость (способность уйти от стандартных решений).
Средствами мышления выступают образы и словесные обозначения предметов и явлений, подвергаемых мыслительному анализу. Первое из них позволяет существенно повысить продуктивность процесса мышления (например, шахматистов), однако у большинства людей его ведущим средством все же выступает речь.
2.4 Речь
Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения.
Речь, как психический
процесс, выполняет две
Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.
В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи:
- знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира,
- словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления.
При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.
В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.
О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).
2.5 Внимание.
Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.
Физиологической основой внимания является образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных. Вследствие этого, функционирование внимания обеспечивается за счет специфического явления, обозначаемого понятием доминанты. Его сущность заключается в том, что в каждый момент психической деятельности в коре больших полушарий головного мозга существует участок с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными. Именно в результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. В результате этого внимание всегда имеет внешнее проявление: направление взгляда к воспринимаемому объекту, некоторое задержание дыхания, отсутствие лишних движений и др.
- непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии),
- произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом)
- послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное).
В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание.
Вниманию, как и всякому психическому процессу, также присущи свои собственные характеристики:
- устойчивость- время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности;
- концентрация- степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности;
- объем- количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно;
- распределение- возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности;
- переключение- способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой.
Литература.
Маклаков А.Г. – Общая психология.