Психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 03:14, реферат

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

Введение
1 . Сенсорно – перцептивные психические процессы.
1.1 Ощущение
1.2 Восприятие
2 . Когнитивные психические процессы
2.1 Память
2.2 Воображение
2.3 Мышление
2.4 Речь
2.5 Внимание

Работа содержит 1 файл

психические процессы.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    

    Мыслительные  операции:

анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация).

    Формы  мышления: понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение,

   Способы мышления – индукция и дедукция.

      

 Виды мышления:

- наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека)

-   образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений)

-  творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений)

     -   отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление.

       Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.

         

   Характеристики  мышления :

-   Продуктивность (объем и качество выполненных мыслительных операций)

-       Мобильность (время, необходимое для начала выполнения необходимых мыслительных операций),

-      Скорость (время выполнения мыслительной операции).

-  Самостоятельность (степень независимости мышления от других факторов)

- Целеустремленность (способность выполнить необходимые мыслительные операции), последовательность (соблюдение логики мышления),

-     Глубина (уровень познания объективного мира в мышлении),

     -   Широта (использование в мышлении информации, находящейся за пределами объекта мышления)

     -   Гибкость (способность уйти от стандартных решений).

 

    Средствами мышления выступают образы и словесные обозначения предметов и явлений, подвергаемых мыслительному анализу. Первое из них позволяет существенно повысить продуктивность процесса мышления (например, шахматистов), однако у большинства людей его ведущим средством все же выступает речь.

 

2.4 Речь

Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения.

    Речь, как психический  процесс, выполняет две основные  функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией  с другими людьми посредством  использования языка). Она является  достоянием только человека.

Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

   В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи:

- знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира,

- словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления.

      При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

   В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.

     О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений  предметов и  явлений объективного и субъективного мира).

 

2.5 Внимание.

Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.

   Физиологической  основой внимания является образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных. Вследствие этого, функционирование внимания обеспечивается за счет специфического явления, обозначаемого понятием доминанты. Его сущность заключается в том, что в каждый момент психической деятельности в коре больших полушарий головного мозга существует участок с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными. Именно в результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. В результате этого внимание всегда имеет внешнее проявление: направление взгляда к воспринимаемому объекту, некоторое задержание дыхания, отсутствие лишних движений и др.

                                            Виды внимания:

- непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии),

- произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом)

- послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное).

    В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание.

Вниманию, как и всякому  психическому процессу, также присущи свои собственные характеристики:

- устойчивость- время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности;

- концентрация- степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности;

- объем- количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно;

- распределение- возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности;

- переключение- способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой.

 

   

Литература.

Маклаков  А.Г. – Общая психология.

 


Информация о работе Психические процессы