Психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 21:18, практическая работа

Описание работы

Сводная таблица.

Работа содержит 1 файл

Психические процессы.doc

— 63.50 Кб (Скачать)
Психические процессы виды Характеристика  и законы
ощущения 1.интроцептивные – рецепторы расположены во внутренних органах

2.проприоцептивные –рецепторы расположены в мышцах и связках

3.экстрацептивные – рецепторы расположены на поверхности тела

Физиологическая основа- деятельность анализатора, состоящего из 3 частей (рецептор передающих путей, рецептор коры головного мозга, принимающий рецептор) принцип деятельности анализатора –    рефлекторное кольцо. Свойства-качество (модальность) - основная особенность данного ощущения отличающая его от других

интенсивность - количественная характеристика, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

продолжительность (длительность) – временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью

чувствительность. Теории-рефлекторная теория ощущений – ощущение рассматривается как активный процесс.

Органы  чувств обладают специфической энергией и от этой энергии развиваются чувства

человек воспринимает не объективное воздействие мира, а  лишь свой субъективные состояния.

Авторы- И. Мюллер,Г. Гельмгольц.

Методы, методики- Измерения чувствительности. Закон Вебера-Фехнера.

восприятие 1.восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направленности

2.восприятие движения – отражение направления и скорости пространственного существования предметов

3. восприятие времени - отражение длительности и последовательности явлений или событий

Физиологическая основа- комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов одним из механизмов: образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей. Свойства- предметность выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира , к этому миру

целостность отражает тот факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств

структурность проявляется в том, что восприятие не является просто суммой ощущений, человек воспринимает фактически абстрагированную от этих ощущений общую структуру

осмысленность восприятие определяется пониманием сущности предмета

константность - относительное постоянство образов предметов

избирательность проявляется в выделении одних объектов по сравнению с другими

Теория- Восприятие движения происходит вследствие слияния элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение.Восприятие является специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов (фи-финомен)Авторы- В. Вундт,М. Вертгеймер

Методы,методики- Исследование восприятия времени.Исследование познавательного контроля при восприятии

внимание 1.непроизвольное - сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя

2.произвольное  внимание - деятельность направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности

3.послепроизвольное  - предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес

Свойства-объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов одновременно

устойчивость - длительное сосредоточение внимания на объекте

переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте Физиологические основы- функционирование очага оптимального возбуждения теории- моторная теория – внимание это повышение тонуса мышц, изменение биологических процессов теория белого пятна в коре головного мозга, как центра внимания. Авторы- Н. Ланге, Т. Ребо, И.П. Павлов. Методы,методика- Корректурная проба

Память 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По продолжительности сохранения материала:

1.кратковременная  - запоминание на короткий срок

2.долговременная  –длительное сохранение материала

3.оперативная  - рассчитанная на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока

По характеру психической активности:

1.двигательная

2.эмоциональная

3.образная

4.словесно-логическая

По характеру  целей  деятельности:

1.произвольная

2.непроизвольная 

Физиологическая основа- в основе кратковременной памяти – движение возбуждения по реверберационным кругам, в основе долговременной памяти – рост аксодендритического аппарата глии, гиппокамп. Свойства-1.запечатление

2.сохранение

3.последующее  узнавание

4.воспроизведение следов прошлого опыта

Теории-ассоциативная теория - запоминание это образование ассоциаций, воспроизведение - использование уже имеющихся ассоциаций

гельштеория - запоминаемый и воспроизводимый материал – целостная структура

смысловая теория памяти – процессы памяти зависят от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих материал в обширные структуры. авторы- Д. Юм,У. Джемс,Г. Спенсер,А. Бине,

К. Бюлер .методы,методики- Исследование памяти на числа

Исследование оперативной памяти

Исследование преобладающего типа запоминания

воображение 1.непроизвольное  пассивное воображение – человек создает образы без всякого намеренья со своей стороны

2.произвольное пассивное воображение – человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего воображения, исходя из имеющегося у него замысла

3.воссоздающее  воображение - развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа

4.творческое  воображение - предполагает создание образов вещей и признаков не имеющих аналогов

преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей

методы  и методики- Методика изучения особенностей изображения на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры»

мышление 1.наглядно-действенное - опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

2.наглядно-образное - характеризуется опорой на представление и образы

3.абстракто-логическое (отвлеченное) - основанное на выделении существенных свойств и связей предмета

социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, т. е. Процесс опосредованного обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза

Теории- ассоциативная теория- все мыслительные процессы носят репродукционный характер

персеверация

(тенденция  представлений удерживаться, каждый раз проникая в течение наших представлений)

предметная  направленность мысли и роль предмета в мыслительном процессе

концепция детерминирующих тенденций - исходя из подлежащей решению задачи, направляют ассоциативные процессы к надлежащей цели

продуктивное  мышление не состоит из констелляции отдельных представлений, движимых различными тенденциями — репродуктивными и детерминирующими, — а заключается в функционировании специфических операций, которые служат методами, направленными на разрешение определенных задач

мышление –  не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных операций

авторы- Д. Юм,Г. Мюллер,Г. Эббингауз,Ф. Бретано,Э. Гуссерль,Н. Ах,О. Зельц,К. Кофка

методы  и методики- Закономерности числовых рядов

Интеллектуальная лабильность

Определение индивидуальных особенностей мышления

по методике понимания пословиц

речь 1.речь жестов

2.звуковая речь

3.письменная  речь

4.усная речь

5.внешняя речь

6.речь внутренняя

Физиологическая основа- центр Вернике (слуховая речь)

центр Брока (двигательный центр речи)

центр письма

центр чтения

голосовые органы

органы зрения органы слуха

теории- теория научения – ребенок обладает врожденной способностью подражать(подражание звукам)

теория специфических задатков – в организме и мозге с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и основных ее атрибутов

когнитивная теория - развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию

психолингвистическая позиция - процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и наоборот, которые становятся все более осознанными и содержательными

авторы- Н. Хомский,Ж. Пиаже методы и методики- Метод семантического дифференциала

Оценка скорости чтения

Эмоции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По формам эмоционального проявления:

аффекты,

эмоции (базовые: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд),

чувства,

настроения,

стресс   
 
 
 
 
 
 
 

психические явления, которые можно рассматривать как сугубо личностный процесс, так и как фактические написанные в физических проявлениях

теории- органические изменения являются первопричиной эмоций

телесные процессы организма служат предварительной настройкой организма на ситуацию

эмоции - жизненно важные приспособительные механизмы способствующие адаптации

авторы- У. Джеймс,Г. Ланге,П. Бард,У. Кэннон,Ч. Дарвин

методы  и методики- Исследование тревожности по опроснику Спилберга

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)

воля   форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий

теории-воля - проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность (инстинкт свободы)

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения

воля - своеобразная энергия человеческих поступков

авторы- И.П. Павлов,Н.А. Берштейн,П.К. Анохин,З. Фрейд,Э. Фромм

методы  и методики- Опросник «шкала контроля за действием»

Информация о работе Психические процессы