Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 21:18, практическая работа
Сводная таблица.
Психические процессы | виды | Характеристика и законы |
ощущения | 1.интроцептивные
– рецепторы расположены во внутренних
органах
2.проприоцептивные –рецепторы расположены в мышцах и связках 3.экстрацептивные – рецепторы расположены на поверхности тела |
Физиологическая
основа- деятельность анализатора, состоящего
из 3 частей (рецептор передающих путей,
рецептор коры головного мозга, принимающий
рецептор) принцип деятельности анализатора
– рефлекторное кольцо.
Свойства-качество (модальность)
- основная особенность данного ощущения
отличающая его от других
интенсивность - количественная характеристика, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора продолжительность (длительность) – временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью чувствительность. Теории-рефлекторная теория ощущений – ощущение рассматривается как активный процесс. Органы чувств обладают специфической энергией и от этой энергии развиваются чувства человек воспринимает не объективное воздействие мира, а лишь свой субъективные состояния. Авторы- И. Мюллер,Г. Гельмгольц. Методы, методики- Измерения чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. |
восприятие | 1.восприятие пространства
включает в себя восприятие величины,
формы, взаимного расположения объектов,
их рельефа, удаленности и направленности
2.восприятие движения – отражение направления и скорости пространственного существования предметов 3. восприятие времени - отражение длительности и последовательности явлений или событий |
Физиологическая
основа- комплексная аналитико-синтетическая
деятельность анализаторов одним из механизмов:
образование динамического стереотипа,
а также установление условно-рефлекторных
связей. Свойства-
предметность выражается в отнесении
сведений, получаемых из внешнего мира
, к этому миру
целостность отражает тот факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств структурность проявляется в том, что восприятие не является просто суммой ощущений, человек воспринимает фактически абстрагированную от этих ощущений общую структуру осмысленность восприятие определяется пониманием сущности предмета константность - относительное постоянство образов предметов избирательность проявляется в выделении одних объектов по сравнению с другими Теория- Восприятие движения происходит вследствие слияния элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение.Восприятие является специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов (фи-финомен)Авторы- В. Вундт,М. Вертгеймер Методы,методики- Исследование восприятия времени.Исследование познавательного контроля при восприятии |
внимание | 1.непроизвольное
- сосредоточение сознания на объекте
в силу особенности этого объекта как
раздражителя
2.произвольное внимание - деятельность направленная на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности 3.послепроизвольное - предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес |
Свойства-объем - количество
объектов, которые могут быть охвачены
вниманием одновременно
распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов одновременно устойчивость - длительное сосредоточение внимания на объекте переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте Физиологические основы- функционирование очага оптимального возбуждения теории- моторная теория – внимание это повышение тонуса мышц, изменение биологических процессов теория белого пятна в коре головного мозга, как центра внимания. Авторы- Н. Ланге, Т. Ребо, И.П. Павлов. Методы,методика- Корректурная проба |
Память |
По продолжительности
сохранения материала:
1.кратковременная - запоминание на короткий срок 2.долговременная –длительное сохранение материала 3.оперативная - рассчитанная на хранение информации в течении определенного заранее заданного срока По характеру психической активности: 1.двигательная 2.эмоциональная 3.образная 4.словесно-логическая По характеру целей деятельности: 1.произвольная 2.непроизвольная |
Физиологическая
основа- в
основе кратковременной памяти – движение
возбуждения по реверберационным кругам,
в основе долговременной памяти – рост
аксодендритического аппарата глии, гиппокамп.
Свойства-1.запечатление
2.сохранение 3.последующее узнавание 4.воспроизведение следов прошлого опыта Теории-ассоциативная теория - запоминание это образование ассоциаций, воспроизведение - использование уже имеющихся ассоциаций гельштеория - запоминаемый и воспроизводимый материал – целостная структура смысловая теория памяти – процессы памяти зависят от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих материал в обширные структуры. авторы- Д. Юм,У. Джемс,Г. Спенсер,А. Бине, К. Бюлер .методы,методики- Исследование памяти на числа Исследование оперативной памяти Исследование преобладающего типа запоминания |
воображение | 1.непроизвольное
пассивное воображение – человек создает
образы без всякого намеренья со своей
стороны
2.произвольное пассивное воображение – человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего воображения, исходя из имеющегося у него замысла 3.воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа 4.творческое воображение - предполагает создание образов вещей и признаков не имеющих аналогов |
преобразование
представлений и формирование на их основе
образов, реализация которых приводит
к созданию новых материальных и духовных
ценностей
методы и методики- Методика изучения особенностей изображения на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» |
мышление | 1.наглядно-действенное
- опирается на непосредственное восприятие
предметов в процессе действий с ними
2.наглядно-образное - характеризуется опорой на представление и образы 3.абстракто-логическое (отвлеченное) - основанное на выделении существенных свойств и связей предмета |
социально обусловленный,
неразрывно связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенно
нового, т. е. Процесс опосредованного
обобщенного отражения действительности
в ходе ее анализа и синтеза
Теории- ассоциативная теория- все мыслительные процессы носят репродукционный характер персеверация (тенденция представлений удерживаться, каждый раз проникая в течение наших представлений) предметная направленность мысли и роль предмета в мыслительном процессе концепция детерминирующих тенденций - исходя из подлежащей решению задачи, направляют ассоциативные процессы к надлежащей цели продуктивное мышление не состоит из констелляции отдельных представлений, движимых различными тенденциями — репродуктивными и детерминирующими, — а заключается в функционировании специфических операций, которые служат методами, направленными на разрешение определенных задач мышление – не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных операций авторы- Д. Юм,Г. Мюллер,Г. Эббингауз,Ф. Бретано,Э. Гуссерль,Н. Ах,О. Зельц,К. Кофка методы и методики- Закономерности числовых рядов Интеллектуальная лабильность Определение индивидуальных особенностей мышления по методике понимания пословиц |
речь | 1.речь жестов
2.звуковая речь 3.письменная речь 4.усная речь 5.внешняя речь 6.речь внутренняя |
Физиологическая
основа- центр Вернике (слуховая речь)
центр Брока (двигательный центр речи) центр письма центр чтения голосовые органы органы зрения органы слуха теории- теория научения – ребенок обладает врожденной способностью подражать(подражание звукам) теория специфических задатков – в организме и мозге с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и основных ее атрибутов когнитивная теория - развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию психолингвистическая позиция - процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и наоборот, которые становятся все более осознанными и содержательными авторы- Н. Хомский,Ж. Пиаже методы и методики- Метод семантического дифференциала Оценка скорости чтения |
Эмоции |
По формам эмоционального
проявления:
аффекты, эмоции (базовые: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд), чувства, настроения, стресс |
психические явления,
которые можно рассматривать как сугубо
личностный процесс, так и как фактические
написанные в физических проявлениях
теории- органические изменения являются первопричиной эмоций телесные процессы организма служат предварительной настройкой организма на ситуацию эмоции - жизненно важные приспособительные механизмы способствующие адаптации авторы- У. Джеймс,Г. Ланге,П. Бард,У. Кэннон,Ч. Дарвин методы и методики- Исследование тревожности по опроснику Спилберга Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) |
воля | форма психического
отражения, проявляющегося в способности
к выбору действий, связанных с преодолением
внешних и внутренних препятствий
теории-воля - проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность (инстинкт свободы) Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения воля - своеобразная энергия человеческих поступков авторы- И.П. Павлов,Н.А. Берштейн,П.К. Анохин,З. Фрейд,Э. Фромм методы и методики- Опросник «шкала контроля за действием» |